В среду, 17 февраля, режиссер и общественный деятель Никита Михалков в интервью телеканалу «Россия 24» предложил лишать российского гражданства тех, кто призывает иностранные государства вводить санкции против нашей страны.
«Я совершенно убежден, что можно вводить, возвращать статью о лишении гражданства. Не для того, чтобы побить инакомыслие, не для того, чтобы наказать людей, которые выходят и протестуют против беззакония, чиновничества, коррупции так далее. Она (коррупция) есть, с ней надо бороться, но не разрушением страны», — подчеркнул он, добавив, что применение этой статьи не должно приводить к злоупотреблениям, но тем самым позволит избежать «всяких тюрем, лагерей и постоянного смердения в пространство страны».
На следующий день эту инициативу прокомментировал официальный Кремль.
«Подобная инициатива не является пионерской, первым ее высказал предприниматель Дерипаска. Он, правда, не говорил о таком суровом наказании. Но говорил о том, что это должно быть уголовно наказуемо, приравниваться к уголовно наказуемому преступлению… Когда мы живем во время, когда сплошь и рядом происходят злоупотребления разного рода рестрикциями, то, конечно, эта тема весьма актуальна… Сама тема, безусловно, интересная, и то, что она будет обсуждаться, вот это я допускаю», — заявил в беседе с журналистами пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
При этом особо подчеркнул — такие предложения озвучиваются уже не первый раз, но лично он не берется предсказать исход подобных обсуждений и не берется говорить о том, каким конкретно будет наказание за подобные действия.
Исходя из аксиомы «голос Дмитрия Пескова — это мысли Владимира Путина», некоторые политически активные пользователи соцсетей поспешили дать волю своей фантазии.
Во-первых, они вспомнили, что схожая с идеей Никиты Михалкова норма содержалась в законодательстве СССР и подразумевала лишение гражданства за действия, «порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности».
Во-вторых, заострили внимание на том, что предложенная режиссером новация вообще-то противоречит Конституции РФ, в статье 6 которой указано, что гражданина России нельзя лишить гражданства или права изменить его. Возможность для этого возникает только в том случае, если человек, получивший гражданство России, предоставил при этом подложные документы или сообщил заведомо ложные данные о себе (ст. 22 закона «О гражданстве Российской Федерации»), а согласно поправкам в законодательстве с 2017 года решение о выдаче российского паспорта может быть отменено для осужденных за преступления экстремистской и террористической направленностей.
На основании этого отдельные «горячие головы» договорились в итоге до того, что, мол, накануне судьбоносных выборов Кремль собирается возрождать «кровавый советский режим», признавать террористами-экстремистами тех, кто, так сказать, не согласен с режимом. Тем более что два года назад Госдума уже одобрила в первом чтении законопроект об уголовной ответственности за помощь во введении ограничений в отношении страны. А то, что дата его второго чтения до сих пор не определена, ровным счетом ничего не значит. Дескать, если надо будет, внесут поправки и внедрят в оперативно режиме, благо, что опыт с поправками в Конституцию уже у власти есть.
Насколько актуальны их предположения, поинтересовалась «СП» у экспертов.
— Несмотря на высказывания Дмитрия Пескова, я считаю, что эта, противоречащая Конституции норма, не найдет своего отражения [в законодательстве], хотя сейчас мы наблюдаем большое количество и законопроектов, часть которых уже принята, и устных призывов «усилить и ужесточить», ввести новые правовые нормы и сузить правовые рамки наказаний за правонарушения, связанные с общегосударственным политическим процессом, — поделился своей точкой зрения независимый политический аналитик Александр Асафов. — Конечно, в простой эмоциональной логике подобная идея о лишении гражданства за призывы к санкциям выглядит вполне логично. С учетом недавнего введения штрафов за обсуждение партий в «день тишины» и последних историй со статусом иноагентов-физлиц она довольно общепатриотично звучит в унисон.
«СП»: — То есть на волне «ура-патриотизма» и ностальгии по СССР все же может проскочить?
— Даже в советской законодательной системе у аналогичной нормы была очень сложная правовая процедура, там требовалось решение Президиума ЦК КПСС. В нашей логике, получается, это должно быть решение президента РФ. Но поскольку, как я уже говорил, она противоречит Конституции, полагаю, ее пообсуждают-пообсуждают, а потом мы, возможно, увидим какие-то иные виды наказания.
Допускаю, что это могут быть какие-то очень высокие штрафы с перспективой лишения свободы, но лишения гражданства не будет. Да и потом, в действующей правовой модели и без того достаточно статей, через расширение которых можно было бы карать подобные проступки.
«СП»: — С законами в современной России нередко выходит, как в песне Пугачевой про волшебника-недоучку — «сделать хотел грозу, а получил козу». Не получится ли так, что, стремясь покарать виновных в призывах объявить санкции России, будут допущены, так сказать, перегибы на местах?
— Возможны ситуации, когда что-то может быть трактовано неправильно. Например, в разговоре двух патриотов из уст одного может прозвучать известный тезис о том, что международные санкции в отношении России помогают ее промышленности и экономике развиваться. Или на обывательском уровне кто-нибудь скажет, что у нас, предположим, в станкостроительной отрасли проблемы, хорошо бы ее санкциями подстегнуть к развитию. Вот это может быть воспринято как призыв к санкциям, за которым может последовать несправедливое наказание.
— Чтобы эта норма не превратилась в какую-то «карательную дубинку против неугодных», если она все же будет так или иначе введена, законодателю следует очень четко прописывать основания привлечения к такой ответственности, — развил тему руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, заслуженный юрист Московской области
Олег Иванов.
— Например, обязательным условием может быть публичность подобного рода высказываний, а не обывательские разговоры, конкретный умысел, а не какие-то общие слова. Но, честно говоря, я не думаю, что до такого дойдет, потому что вряд ли в России наберется так уж много граждан, которые будут публично призывать другие страны вводить против нас санкции.
«СП»: — Но вообще сама по себе идея актуальна для нашего общества? Ведь одно дело — точечные рестрикции в отношении отдельных российских олигархов вроде Потанина или того же Дерипаски, благосостояние которых абсолютно не заботит большинство населения нашей страны, и совсем другое — санкции, отражающиеся на жизни всех россиян.
— Призывы, мягко говоря, вредить своей собственной стране вполне могут стать в будущем уголовным преступлением. Почему бы и нет, тем более что в некоторых других странах такой вид преступления вполне себе существует. Так что, по большому счету, ничего нового в этом нет.
— Учитывая все увеличивающееся давление на Россию, которое и не думает ослабевать, эта идея очень органична для нас, — продолжил Александр Асафов. — Мы же должны как-то защищаться. Представьте, как выглядит ситуация в общественном сознании — против нас вводят санкции, а мы ничего не делаем, среди нас ходят люди, которые через призывы к санкциям бьют по нашему кошельку, а им за это — ничего. Как же так?
Печать