31 мая в Общественной палате России состоялась встреча с делегацией Миссии по оценке потребностей (МОП) Бюро по демократическим институтам и правам человека при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ). В рамках встречи обсуждались вопросы, касающиеся практики наблюдения за выборами в России – методология и процедура наблюдения, законодательная база, вопросы подбора наблюдателей и сотрудничество с различными общественными организациями, а также эпидемиологический контекст. Зашла речь и о применении нового законодательства об иноагентах.
С российской стороны участие во встрече приняли председатель Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Ассоциации «Независимый общественный мониторинг»
Александр Брод, член Общественной палаты РФ, исполнительный директор Ассоциации «Независимый общественный мониторинг»
Алена Булгакова, член Общественной палаты России, заместитель председателя Общественной палаты Ленинградской области Владимир Журавлев, а также представители Министерства иностранных дел России. Миссию БДИПЧ ОБСЕ на встрече представлял заместитель руководителя департамента по выборам БДИПЧ ОБСЕ Ульви Ахундлу и несколько его советников.
Председатель Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев подробно рассказал о том, как организовано общественное наблюдение за выборами в России. Он отметил, что согласно российскому законодательству, осуществлять контроль за выборами имеют право наблюдатели от кандидатов, политических партий а также общественные наблюдатели. «Фактическим мы – основной инструмент наблюдения со стороны гражданского общества, созданный для того, чтобы любая общественная организация могла наблюдать за выборами, любой гражданин РФ мог стать независимым наблюдателем», - заявил М. Григорьев. Он сообщил, что в наблюдении за выборами участвуют более 2,5 тысяч общественных организаций. «Это большая часть гражданского общества», - подчеркнул он.
Он упомянул о том, что деятельность наблюдателей опирается на детально проработанную нормативно-правовую базу, в частности – статус наблюдателя закреплен в законе о выборах. Наблюдение осуществляется на всех этапах избирательной кампании вплоть до окончания подсчета голосов. При этом подготовка наблюдателей осуществляется силами федеральной и региональных общественных палат и ряда общественных организаций.
Подробнее о правовом регулировании общественного наблюдения за выборами рассказал член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Ассоциации «Независимый общественный мониторинг»
Александр Брод. «Российское избирательное законодательство серьезно эволюционировало в сторону открытости, доступности и прозрачности выборов», - подчеркнул он. «Все это обеспечивают новые формы голосования: система «Мобильный избиратель», дистанционное электронное голосование, а также – усиление института общественных наблюдателей».
А. Брод обратил внимание на то, что право наблюдения за выборами согласно российскому законодательству предоставлено наблюдателям от кандидатов, политических партий, общественным наблюдателям, которых делегируют общественные палаты. На выборы также допускаются международные наблюдатели. «На выборы президента и Государственной думы к нам приезжает большое количество наблюдателей и зарубежных экспертов», - заметил он.
При этом А. Брод подчеркнул, что общественных наблюдателей в отличие от наблюдателей от кандидатов и от партий нельзя упрекнуть в ангажированности. «Они контролируют именно вопросы соблюдения избирательного законодательства», - заметил он.
Председатель Ассоциации НОМ также рассказал о планах дальнейшего совершенствования законодательства. В частности, по его словам рассматривается возможность допустить к наблюдению за выборами уполномоченных по правам человека. Саму встречу членов Общественной палаты с представителями БДИПЧ ОБСЕ А.Брод назвал «важным шагом», обратив внимание на то, что участники европейской миссии посещают Общественную палату впервые.
О программе подготовке наблюдателей рассказала член Общественной палаты РФ, исполнительный директор Ассоциации НОМ
Алена Булгакова. Она подчеркнула, что Общественная палата России более десяти лет осуществляет мониторинг и экспертную поддержку всех избирательных процессов, в том числе – деятельности наблюдателей. С начала этого года Общественной палатой России и региональными общественными палатами при поддержке Ассоциации НОМ и ряда общественных организаций реализуется беспрецедентная по своим масштабам программа подготовки общественных наблюдателей, основанная на всеобъемлющем методическом комплексе. Программа состоит из двух этапов. В рамках первого было проведено 57 межрегиональных семинаров для преподавателей. Сейчас реализуется второй этап программы – непосредственное обучение наблюдателей в регионах. Он продлится до сентября. В общей сложности планируется обучить более 100 тысяч наблюдателей. К настоящему моменту обучение уже прошли несколько десятков тысяч человек. Своих представителей для учебы направляют и политические партии.
«Правовой статус наблюдателя в России в полной мере сформирован, никаких цензов кроме наличия активного избирательного права не требуется», - подчеркнула А. Булгакова.
Представители российской стороны детально ответили на все вопросы, интересовавшие миссию БДИПЧ ОБСЕ. В частности, речь шла о контроле за санитарной безопасности на избирательных участках. Как отметил А.Брод, российские наблюдатели уделяют серьезное внимание данному аспекту – проверяют наличие масок, перчаток, антисептиков, разведение потоков и соблюдение социальной дистанции на участках.
Еще одной темой, заинтересовавшей представителей европейской миссии, стало наблюдение за дистанционным электронным голосованием (ДЭГ). По словам М. Григорьева, полностью апробированного механизма наблюдения за ДЭГ пока нет, но к единому дню голосования он должен быть создан. С этой целью в общественной палате создана специальная рабочая группа под руководством
Александра Малькевича. «Это новая ситуация и механизмы нуждаются в развитии», - заметил М. Григорьев, - «Важно привлечь много экспертов, которые в этом разбираются и смогут засвидетельствовать, что там все организовано правильно». В любом случае наблюдение за электронным голосованием будет вестись с соблюдением всех требований и обязательств, применимых к традиционной форме голосования.
Отдельно был затронут вопрос о допуске в качестве наблюдателей членов общественных организаций, являющихся иностранными агентами. М. Григорьев особо подчеркнул, что согласно российскому законодательству такие организации не могут делегировать своих представителей для участия в наблюдении за выборами: «Однако здесь нет проблемы – у нас не так много организаций иностранных агентов и лишь единицы выражали интерес к наблюдению за выборами».
М. Григорьев также отметил, что статус иностранного агента означает фактическую декларацию намерения организации влиять на российскую политику по заказу иностранного государства. Он указал на то, что наблюдателем на выборах может стать любой гражданин России, достигший 18 лет и обладающий активным избирательным правом, и ничто не мешает членам таких организаций записаться в наблюдатели в личном качестве «если только вы не потрясаете плакатом «я – иностранный агент». «Общественная палата не ведет никаких проверок граждан, любой может записаться в наблюдатели», - подчеркнул он.
Заместитель руководителя департамента по выборам БДИПЧ ОБСЕ Ульви Ахундлу отметил чрезвычайно важную роль гражданского общества в наблюдении за выборами и подчеркнул, что встреча с представителями Общественной палаты проводится с учетом их опыта, роли и того количества наблюдателей, которое она собирается привлечь в сентябре. В программе миссии также встречи с представителями госучреждений, политический партий, общественных организаций и СМИ «Цель миссии – произвести оценку условий, ход подготовки к выборам и выработать рекомендации, если таковые потребуются», - сказал он.
М. Григорьев в ответ высказал ряд критических замечаний в адрес практик наблюдения БДИПЧ ОБСЕ. «Мы с большим уважением относимся к деятельности БДИПЧ ОБСЕ, изучали ваш опыт работы, однако есть много примеров, когда оценки БДИПЧ носила политизированный характер», - заметил он. М. Григорьев напомнил, что сам принимал участие в миссии по наблюдению за выборами президента Украины и был неприятно поражен тем, насколько отличался итоговый доклад от того, что видели наблюдатели в реальности. Он также признался, что его и многих его российских коллег шокировала позитивная оценка, данная БДИПЧ ОБСЕ последним выборам президента США, прошедшим со множеством нарушений.
Он также отметил, что российская методология наблюдения детально проработана и позволяет дать оценку легитимности выборов с помощью ответов да/нет на определенный список вопросов. «Абсолютная прозрачность, абсолютная верифицируемость и абсолютно четкие вопросы и ответы», - таковы по его мнению основные ее характеристики. В то же время БДИПЧ ОБСЕ опирается на мнения экспертов, и, поскольку оно является субъективным, конечные выводы по каждой конкретной ситуации могут зависеть от подбора экспертов. Вопросы М. Григорьева о неоднозначной оценке миссией БДИПЧ выборов в США и на Украине, представители Миссии оставили без ответа.
Печать