Cтавшая в последние годы популярной в обществе словесная конструкция “Я/МЫ” не просто символизирует общественную солидарность: она воспроизводит один из принципов классической русской философии общества, постулирующий бытийную необходимость единства «я» и «мы».
Однако ситуации, когда множества «я», «мы» и “я/мы” жестко противопоставлены друг другу, регулярно возникают в общественной повестке – как естественным путем, так и благодаря деструктивному влиянию извне.
События 19–21 августа 1991 года, запустившие процесс финальной фазы грандиозной геополитической катастрофы ХХ века, служат примером того, к чему может привести конфликт личных и общественных интересов в отсутствии воли к компромиссу.
Особенностью единства «я» и «мы» является то, что оно не дается автоматически, с необходимостью законов физического мира. Оно требует экзистенциальных и гражданских усилий, активности каждого из нас.
Необходимо, чтобы мы все, граждане России, «договорились», что быть «гражданином» — значит, не только иметь соответствующую отметку в паспорте, но и обладать особым гражданским достоинством, принадлежать к общенациональному и общегражданскому «Я/МЫ».
Мы должны исходить из того, что российское гражданство имеет следующие культурные и экзистенциальные аспекты:
– гражданственность и патриотизм не должны становиться разнонаправленными. Патриотические чувства не должны использоваться для апологетики несправедливости и несовершенств. Но и критика несправедливости и несовершенств не должна попирать патриотические чувства сограждан;
– никто не имеет монополию на «гражданскую позицию»: гражданами являются и сторонники, и оппоненты власти, равно как и ее представители. Многообразие гражданских позиций – это признак и сила свободной страны;
– статус гражданина России — это статус наследника великой, сложной и многообразной культуры. Соответственно: каждый должен относиться к другому как к разумной и свободной личности, достойной высокого уровня культуры общения и дискуссии;
– критика существующего в тот или иной исторический период государственного, правового, хозяйственного и общественного порядка, а также оценка исторического опыта страны — бесспорное право гражданина. Однако: критика несовершенств и несправедливости, а также отвержение исторического опыта не должны сопровождаться отрицанием достоинства, нынешних и прошлых поколений, достоинства страны в целом;
– в общественной дискуссии неизбежно сравнение уровня экономического, военного, научного, технологического развития других стран и России. Такое сравнение может быть продуктивным. Однако в общественной дискуссии недопустимо унижение достоинства как собственной страны, так и других стран. Публичные высказывания такого рода неприемлемы;
– гражданское достоинство личности раскрывается через ее цивилизационную, культурную, национальную, религиозную идентичность, через чувство принадлежности к большой и малой родине, своему народу, семье, культурному сообществу, религиозной общине.
На фоне набирающих скорость технологических и социальных изменений данные принципы гражданской философии являются не просто наследием традиции, но и уникальными механизмами «адаптации к будущему», дающими возможность создать условия для гармоничного развития как отдельной личности, так и всего общества.
Благодаря этим механизмам возможности “рубежного” времени, связанные с выработкой новых форм жизни, с творчеством, движением вперед, могут быть использованы во благо всем.
В противном случае возможности обернутся рисками для психического здоровья и общественной безопасности, усиливающими хрупкость социального порядка и обеспечивающих его институтов в “точках бифуркации”, в судьбоносные моменты формирования нового жизненного уклада.
Судьба России, российского народа и российского государства является предметом заботы и личной ответственности каждого гражданина России.
Будущее России является личной сверхзадачей и личной миссией каждого из нас!
Волобуев Сергей Григорьевич, философ, координатор проекта “Гражданский экзамен”
Задорин Игорь Вениаминович, руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН
Короткевич Алексей Сергеевич, предприниматель, общественный деятель, сокоординатор проекта “Гражданский экзамен”
Лебедев Игорь Александрович, общественный деятель
Новицкий Владимир Михайлович, почетный адвокат Российской Федерации
Поляков Леонид Владимирович, профессор НИУ ВШЭ, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации
Рудаков Александр Борисович, философ, сокоординатор проекта “Гражданский экзамен”
Торшин Александр Порфирьевич, заслуженный юрист Российской Федерации
Шашкин Павел Александрович, кандидат философских наук, магистр юриспруденции, эксперт в области политических наук и государственного управления
Широков Анатолий Иванович, доктор исторических наук, профессор, сенатор Российской Федерации
Печать