Фото с сайта:
commons.wikipedia.org
Жаркие разборки между трудовыми мигрантами проходили в регионах России все лето. Приезжие, несмотря на угрозу депортации и запрет на въезд, выходят на улицы, участвуют в массовых драках и крушат городское имущество. Что становится причиной межнациональных конфликтов и кто стоит за уличными столкновениями, в материале «ФедералПресс».
Главные причиныПредседатель Всероссийского конгресса узбеков и узбекистанцев Ибрагим Худайбердиев подтверждает, что лето нынешнего года действительно стало жарким для представителей узбекской диаспоры. Многие из них стали участниками массовых драк, несмотря на угрозу депортации и запрет на въезд в Россию. В качестве причин такого поведения Худайбердиев называет пандемию и дестабилизацию обстановки на исторической родине. Пандемия отняла заработок у многих представителей диаспоры, некоторые из них не получили обещанные зарплаты, кто-то не смог улететь домой, а кому-то и вовсе было нечего есть. Таким людям конгресс помогал сухими пайками. Старались помочь решить и узбекско-киргизский конфликт, который возник из-за нехватки рабочих мест на предприятиях.
«Есть команды блогеров этнических, которые специально вбрасывают фейковые новости и еще просят скинуть им деньги на карту, и находятся те, кто переводит. Блогеры обвиняют российские реалии в том, что мигранты плохо живут, и агитируют людей выходить на улицы», – рассказывает Худайбердиев.
Выходят на улицу не только представители узбекской диаспоры. Десятки таджиков минувшим летом также стали участниками массовых драк в регионах. Причиной этого председатель Союза таджикистанцев в России Абдулло Давлатов называет отголоски конфликтов на исторической родине и национализм внутри этнических групп. Он возникает вследствие событий, произошедших после распада СССР, когда республики стали разыгрывать националистические карты.
«Власти в бывших советских республиках играли в национализм вместо решения социальных и экономических конфликтов, чтобы удержать власть. Отголоски конфликтов перенеслись и в Россию. Так что у мигрантов еще на родине может сформироваться национализм, который тригеррится, когда возникают приграничные конфликты. Сейчас в Россию перебираются поколения постсоветские, они не имеют опыта межэтнического диалога, они другие, но тоже оказываются вовлечены в спорные ситуации», – отмечает Давлатов.
Он обращает внимание и на ситуацию в Киргизии, где идет рост националистических настроений.
«Бывший президент Атамбаев вообще говорил, что Урал – это родина киргизов. Представляете, как эта информация повлияла на киргизов? Им, да и не только им одним, втолковывают, что они великая нация, с этой информацией они приезжают в Россию и понимают, что они не одни, есть и другие национальности и культуры, у них происходит когнитивный диссонанс», – рассуждает Давлатов.
Что касается таджиков, то и они в последнее время чувствуют себя более уверено в России. По мнению представителя Таджикистана, это связано с ростом авторитета соотечественников, которые имеют успех в России и заграницей.
«Конечно, они смотрят на Манижу, которая произвела такой фурор, на спортсменов своих, завоевывающих медали, и это повышает их самость, им кажется, что и они сами заслуживают иного отношения, чем иногда получают. И когда они видят, что кто-то начинает ими пользоваться, это вызывает в них конфликт. Они начинают кипеть», – объясняет Давлатов.
При этом, эксперт отмечает, что по социологическим опросам, проведенным в Таджикистане, более 80% опрошенных лояльно относятся к России и хотят здесь работать.
Мигранты – инструмент политикиВ киргизской диаспоре считают, что участие представителей их народа в конфликтах преувеличено в СМИ.
«Когда о таких драках не писали, но они были, это было одно. Хотя, по большей части эти драки между собой и на бытовой основе. Эти ребята либо на стройках работают, либо живут в некомфортных условиях, им тяжело. Сейчас на самом деле, таких драк стало меньше, но к ним привлечено больше внимания», – убежден руководитель диаспоры «Киргизское единение» Абдыганы Шакиров.
Он отмечает, что после коронавируса состояние у киргизских мигрантов и без того плачевное, чтобы усложнять себе жизнь участием в массовых драках.
«Я думаю, что такое внимание к дракам мигрантов обусловлено предстоящими выборами в России. Оппозиционные партии хотят очернить правящую партию и мигранты стали такого рода инструментом борьбы политиков. Надо учитывать, что Россия для наших мигрантов почти родная страна, нет такой семьи, где хотя бы один представитель не работал бы в России, поэтому, желание киргизов участвовать в этнических конфликтах преувеличено», – считает Шакиров.
Все представители опрошенных диаспор сходятся во мнении, что для избежания возникающих межэтнических конфликтов, необходимо пересматривать государственную политику в отношении приезжих. Представитель Таджикистана убежден, что в России нужно создавать единое общественное объединение, к которому будут прислушиваться, проводить совместные слушания, а не ограничиваться культурно-массовыми мероприятиями, которые не выполняют никаких функций, кроме развлекательных. Также, по их мнению, правоохранителям надо обращать внимание не только на русских националистов, но и националистов малых этнических групп.
Напомним, минувшим летом сотрудники правоохранительных органов проводили рейды среди мигрантов. По результатам проверок возбудили 800 уголовных дел, 200 человек впоследствии депортировали, а 17, 5 тысячам запретили въезд в Россию. Подобного ответа на правонарушения в Москве сочли недостаточным и сообщили, что ужесточат наказание для тех мигрантов, кто не соблюдает правила нахождения в регионе.
Печать