Как стало известно “Ъ”, московские власти в ходе нынешней кампании замеряют рейтинги кандидатов в Госдуму не только среди всех избирателей, но и отдельно среди тех, кто намерен голосовать онлайн. Явка на электронное голосование традиционно превышает 90%, и чаще им пользуются избиратели, которые доверяют государственным электронным сервисам и в целом более лояльны к властям. Между тем на онлайн-голосование в Москве записались уже свыше 1,3 млн человек, что составляет более 17% от всех столичных избирателей.
Московские власти в этом году замеряют не только стандартные рейтинги кандидатов в Госдуму (среди всех опрошенных и среди электорально активных граждан), но и отдельно по группам избирателей в зависимости от выбранного ими способа волеизъявления — на участках или путем дистанционного электронного голосования (ДЭГ). По словам источника “Ъ”, близкого к московским властям, показатели у столичных кандидатов-одномандатников разные, но в большинстве случаев онлайн-избиратели все же несколько более лояльны к выдвиженцам власти. Преимущество ДЭГ еще и в том, что на него легче мобилизовать бюджетников, которые традиционно считаются более лояльными к власти, добавляет собеседник.
Источник “Ъ” в столичной мэрии подтвердил, что настроения граждан, намеренных голосовать через ДЭГ, действительно замеряют отдельно. По его словам, рейтинг кандидатов от власти среди этой категории избирателей «значительно выше».
В пример он привел выдвинутого «Единой Россией» по Бабушкинскому округу телеведущего Тимофея Баженова, популярность которого среди желающих голосовать электронно на несколько пунктов выше, чем среди москвичей, собирающихся прийти на участки.
Напомним, что электронное голосование пройдет в Москве уже в четвертый раз. Впервые его опробовали на выборах в Мосгордуму в 2019 году по трем одномандатным округам, затем еще дважды в 2020 году — на летнем общероссийском голосовании по поправкам к Конституции и на осенних муниципальных довыборах по двум округам. Во всех случаях явка на ДЭГ составила более 90% от записавшихся на голосование.
Рекламу ДЭГ в Москве можно встретить в транспорте, на улице, на подъездах жилых домов и даже в кафе: билборды, баннеры и листовки информируют граждан о преимуществах ДЭГ. Информация о возможности проголосовать онлайн приходит и пользователям официального портала мэра Москвы mos.ru на электронную почту. Кроме того, именно онлайн-избиратели смогут стать участниками уже традиционной для столицы акции «Миллион призов», в которой будут разыгрываться ценные подарки вплоть до автомобилей и квартир. Как объясняют городские власти, таким образом они хотят стимулировать участие горожан в ДЭГ ради заботы о здоровье граждан, так как в условиях коронавируса это максимально безопасный способ волеизъявления, позволяющий избежать лишних контактов и скопления людей на участках.
В то же время в СМИ и социальных сетях иногда появляется информация о принуждении работников бюджетной сферы к регистрации на ДЭГ.
Одним из последних таких случаев стал инцидент с муниципальным депутатом района Черемушки Еленой Сельковой, которую, по ее словам, уволили из ФГБУ при Министерстве культуры за отказ регистрироваться на ДЭГ. Зампред Общественной палаты Москвы Алексей Венедиктов заявил, что поговорил об этой истории с председателем ЦИКа Эллой Памфиловой, и пообещал направить официальные запросы министру культуры и гендиректору ФГБУ. А в начале августа господин Венедиктов сообщал, что обсудил тему принуждения работников к онлайн-голосованию с курирующим вопросы ЖКХ заместителем мэра Москвы Петром Бирюковым и тот провел совещание с руководителями подразделений, запретив им требовать любую отчетность об участии в выборах.
В ЦИКе говорят, что у них «почти нет» жалоб на принуждение к ДЭГ. «Если были обращения, то в основном они носили анонимный, сложно проверяемый характер, и их было немного»,— сказал «РИА Новости» 3 сентября зампред ЦИКа Николай Булаев. Он также напомнил, что в Москве есть процедура «отложенного голосования», позволяющая избирателю, если его «принуждают голосовать определенным образом», в течение суток изменить свое решение.
По данным ЦИКа на 3 сентября, на онлайн-голосование на выборах в Госдуму в Москве записалось более 1,3 млн человек — это 17,5% от 7,4 млн столичных избирателей. Для сравнения: в 2019 году ДЭГ использовали 9,8 тыс. москвичей, а на конституционном плебисците-2020 — 964 тыс. Стоит также напомнить, что явка на выборы в Госдуму-2016 в Москве составила 35,2% от общего числа избирателей.
Регистрация на ДЭГ заканчивается 13 сентября, в Москве в этом году стал доступен сервис, с помощью которого горожане, подавшие заявление на mos.ru, смогут проверить, включили ли их в список электронных избирателей. Всего на выборах-2021 ДЭГ будет доступно для жителей семи регионов: кроме Москвы, это Севастополь, Курская, Мурманская, Нижегородская, Ростовская и Ярославская области. Впрочем, некоторые электоральные и IT-эксперты до сих пор относятся к электронному голосованию скептически, называя эту систему «черным ящиком» с множеством недостатков.
Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин допускает, что в Москве ДЭГ предпочтут те избиратели, которые часто используют другие электронные сервисы и считают их удобными.
«Возможно, что их лояльность и к ДЭГ, и к кандидатам от власти выше. Но это всего лишь гипотеза, никаких исследований на эту тему нет,— отмечает эксперт.— Более конкретные выводы по перспективам каждого кандидата можно делать, анализируя общий расклад в округе». В целом же электронное голосование — удобный инструмент, которым будет пользоваться все больше избирателей, а итоговые показатели ДЭГ в тех регионах, которые его используют, внесут значительный вклад в общий результат выборов, резюмирует господин Костин.
По мнению политолога Александра Пожалова, говорить, что власти продвигают ДЭГ из-за более высокого рейтинга их кандидатов среди онлайн-избирателей, некорректно. «Более высокий рейтинг связан с тем, что власти еще с голосования по Конституции рассчитывают на ДЭГ как на более надежную технологию мобилизации лояльного им и административно зависимого избирателя»,— поясняет эксперт. Господин Пожалов считает, что контроль голосования «зависимых избирателей» в системе ДЭГ требует меньших усилий по сравнению с традиционным голосованием на участках; кроме того, ДЭГ поможет обеспечить более высокую явку, что даст списку «Единой России» дополнительные мандаты.
Печать