Фото с сайта: pixabay.com
Во вторник новости из Польши напоминали сводку боевых действий. Президент Анджей Дуда провел экстренное совещание по ситуации на белорусско-польской границе. Туда уже выдвинулись 12 тысяч военных. «Мы готовы защищать польскую границу!» — грозно пообещал министр обороны Мариуш Блащак.
По польскому телевидению показывают тревожные кадры с границы. Сотни человек, по виду — курды и арабы — скопились у пограничного перехода Брузги-Кузница. В понедельник была предпринята попытка разрезать колючую проволоку. Польские пограничники применили слезоточивый газ. Эта первая стычка на границе вряд ли будет последней. Осень на дворе: в Белоруссии пошел первый снег. Оставаться в зимнем лесу на пороге желанной границы с Евросоюзом, это явно не то, на что согласны мигранты из южных стран. Не для того они платили большие для них деньги за авиабилет из Иракского Курдистана до Минска. В Варшаве впору вспоминать Исаака Бабеля. Как он там писал в «Конармии»? «Нищие орды катятся на твои древние города, о Польша, песнь об единении всех холопов гремит над ними, и горе тебе. Речь Посполитая, горе тебе».
Польша и Литва обвинили белорусские власти в ведении гибридной войны. Тем временем, в Минске видят ситуацию зеркально. «Мы с вами, люди военные, понимаем, что такое сегодня вести войну с этими несчастными людьми на границе Польши, допустим, с Беларусью и выдвигать колонны танков. Ясно, что это какая-то тренировка или шантаж», — сказал Лукашенко в интервью главному редактору журнала «Национальная оборона» Игорю Коротченко.
Но, похоже на то, что танки и военные у границы — это не тренировка и не шантаж. Судя по растерянным комментариям президента Анджея Дуды, власти Польши действительно не очень представляют, что делать в нынешней, очень необычной ситуации. Не представляет это себе и польское общество. По заказу газеты Rzeczpospolita социологическая служба IBRiS провела опрос. Примерно 54% опрошенных считают, что польские власти должны выгнать мигрантов, проникающих через границу, обратно. 12% считают, что наоборот, их нужно принять. 33% не знают, какой вариант лучше. Однако около 60% поляков считают, что те мигранты, которые уже оказались в Польше, должны иметь возможность обратиться за убежищем. Гуманитарную помощь, по мнению респондентов, им оказывать надо.
Иными словами, поляки — люди добрые. Нашествие гостей с востока им не нравится, но любой ценой его останавливать они тоже не хотят. В чем в польском обществе полный консенсус — так это в том, что стране необходима срочная помощь извне. За обращение к ЕС высказываются свыше 80% опрошенных.
Собственно, Польша в Брюссель уже обратилась. Поддержку стране обещают и Евросоюз, и НАТО. Вот только не очень понятно, что они в данной ситуации могут сделать. Решить проблему наплыва беженцев из Сирии в 2015 году было трудно, но в принципе понятно, как. Требовались страна-хаб, куда соискатели убежища направятся (ей стала Турция), действенный механизм охраны границы и разработка мер, что делать с теми мигрантами, кто все-таки попал в Европу и попросил политического убежища — кого отправить обратно, а кого и принять. Какая страна-хаб может быть в польско-литовском случае, непонятно.
Сейчас и Брюссель, и Вашингтон, и Варшава, и Вильнюс уповают на, так сказать, силовые меры воздействия — воздействия на Лукашенко, естественно. Совет ЕС уже принял решение приостановить упрощенный визовый режим для официальных лиц Белоруссии. В США грозят ввести санкции против белорусских аэропортов, принимающих мигрантов. Большие надежды в Польше связывают с переговорами ЕС с Россией: дескать, Москва уж должна заставить Лукашенко вести себя в рамках. А если все это не подействует? После прошлогодних бурных событий в стране, едва не окончившихся свержением белорусского лидера, он находится в таком положении, когда оттепель в отношениях с Западом ему в обозримом будущем не светит — впрочем, и в необозримом тоже. Зато он вполне может сыграть на обострение.
Тем паче, что в Ираке, откуда главным образом и прибывают мигранты, штурмующие польскую границу, ситуация не самая спокойная. Там продолжаются протесты проиранских партий, недовольных результатами парламентских выборов. На премьер-министра страны Мустафу аль-Казыми совершено покушение. Если обстановка в Ираке взорвется, беженцев будет много. И среди них окажутся не только выходцы из полунезависимого и самого благополучного в стране региона, Иракского Курдистана. В Европу будут рваться те, кому больше нечего терять — как те сирийцы, что штурмовали границы ЕС шесть лет назад.
Печать