Мурманская область, или, как ее называют в народе, Заполярье, уже не вызывает ассоциаций у людей, что этот регион далеко и что там вечно темно и холодно. Властям удалось развеять эти стереотипы, сделать его популярным и не нуждающимся в дополнительной рекламе, считает губернатор Андрей Чибис. В интервью ТАСС он рассказал об экономике региона, дальнейших перспективах развития инфраструктуры, строительстве жилья и планах на будущее.
О жилищном строительстве— Андрей Владимирович, вы, конечно, смотрели большую пресс-конференцию Владимира Путина. Вопросов про Мурманскую область главе государства не поступило, но многие темы являются актуальными для региона. Какие это темы?— Конечно, нас волнует тема качества жизни людей. Президент еще раз очень четко зафиксировал, что Российская Федерация — это не только большие города и агломерации. Качество жизни должно расти и в малых городах, и про сельские территории он отдельно сказал. Это очень важно, потому что, несмотря на не самую высокую численность населения, например, в Мурманской области, она является стратегическим регионом для нашей страны.
Большинство вопросов касалось темы качества жизни людей, все, что касается вопросов расселения жилья, еще для нас очень актуальной является тема жилищного строительства. Там был вопрос из Владивостока: "Почему очень высокая стоимость жилья?" И это очень важный показатель для принятия решения — остаюсь в регионе или уезжаю, особенно для молодых людей. У нас ситуация отличается от Владивостока, у нас в принципе не строится новое жилье.
— Но в Мурманске есть новостройки, для кого они?— Строятся дома для расселения аварийного жилья, то есть фактически люди переселяются из плохого жилья в новое. Для нас это важный вопрос — на реализацию программы переселения предусмотрено более 6,5 млрд рублей, запланировано переселение более 5,5 тыс. человек из 303 домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года.
Но в области нет предложения на первичном рынке. Когда я приехал в регион, то первый мой вопрос был: почему здесь не строят жилье? Мне ответили: высокая цена, люди отсюда уезжают, поэтому зачем нам строить жилье, его достаточно. Это глобальная ошибка.
Поэтому мы уже приняли решение, что со следующего года мы запускаем жилищное строительство в дополнение к программе расселения из аварийного жилья, для того чтобы получить возможность предоставлять жилье, например, на пять лет в аренду тем специалистам, которые нужны нашей области. Это касается и социального блока, и экономики: инженеры, IT-специалисты и другие специальности, которые нам необходимы. Перечень специальностей мы будем утверждать решением правительства по анализу рынка и потребностям. Этот закон Мурманской областной думой сейчас принят, деньги в бюджете заложены.
Также мы приступаем к практической реализации проекта реновации одного из больших микрорайонов в Мурманске, сегодня там двухэтажные "деревяшки", в значительном количестве признанные аварийными. Срок реализации проекта — до 2026 года, там будет сдано в эксплуатацию порядка 115 тыс. кв. м жилья.
— Территория в Мурманской области немаленькая, а строительство на Севере дорогое. Не лучше ли строить частные дома?— Второй блок задач, на котором мы делаем акцент, — это свой дом. Тут два пути. Первый — мы в следующем году начнем строить и закончим в конце 2023-го два поселка для молодежи, где тоже будем давать жилье либо в аренду, либо продавать с социальной скидкой, но тем категориям людей, в которых мы нуждаемся. И конечно же, для своих, чтобы они не уезжали.
Также отдельно мы заложили деньги в бюджете и будем предоставлять поддержку до 1 млн рублей тем семьям, которые хотят построить или купить малоэтажный дом на территории нашей области. И третья форма поддержки — это льготная ипотека до 3% годовых, за счет регионального бюджета это будет компенсироваться. Следующий год для нас — год жилищного строительства. Все это для того, чтобы простимулировать людей приезжать и получить реальную возможность комфортного проживания в уникальной Арктической зоне.
О населении— Вы уже упомянули, что в Мурманской области большой отток населения. В этом году была перепись. Вам уже известны ее предварительные итоги, какое население в регионе сейчас?— Если брать север не только нашей страны, но и наших соседей — Норвегии, Швеции, Финляндии, то и там наблюдается отток молодежи со всех северных территорий. Так везде, тем более сейчас большой объем работы выполняется дистанционно, и многие готовы уехать в более теплые края.
По официальным данным органов статистики, на 1 января 2021 года в области проживало 732,9 тыс. человек, но это по данным еще до выверки переписи. Очевидно, что реально людей окажется меньше, потому что много людей живут уже в средней полосе либо ближе к югу, но числятся на Севере, чтобы получать северную пенсию, это мы тоже прекрасно понимаем. Отток есть, он продолжается, но уже есть первые данные за девять месяцев этого года — отток сократился. С января по октябрь этого года миграционная убыль составила 2 157 человек, что на 1 289 человек меньше, чем в таком же периоде прошлого года. Это хороший сигнал, что мы успешно реализуем намеченные планы.
Об инфраструктуре— Для того чтобы удержать население в регионе, необходимо также создавать инфраструктуру. Однако в регионе пока нет газификации — все отапливается мазутом. Какая перспектива к подведению газа в регион, прорабатываются ли такие проекты?— Перспектива есть. Во-первых, это Штокмановское месторождение в Баренцевом море. Раньше этот проект прорабатывался, и в том числе за счет добычи газа там планировали газифицировать область, однако затем он был приостановлен. Но сейчас опять все может поменяться из-за резко выросшей стоимости энергоносителей. Я не исключаю, что к этому проекту можно будет вновь вернуться, однако пока этого в повестке нет.
Также мы всерьез сейчас занимаемся проработкой и дискуссиями в правительстве России на предмет строительства газопровода из Ленинградской области к нам. Это недешево, конечно, но эта работа ведется. Также мы рассматриваем вариант с сжиженным природным газом. Скажу честно — дискуссия идет непросто, объем затрат высокий, и понятно, что нет прямой окупаемости этих вложений, но стоит помнить и про экологическую повестку, ведь у нас сейчас все отопление на мазуте, а это негативное влияние на климат Арктики.
— Также в области существует проблема с участками для многодетных семей, которые они получили, но не используют из-за отсутствия инфраструктуры. Нашлось ли решение?— Таких участков выдано порядка 20 тыс. с 2012 года, когда эта программа начала действовать, но на многих из них фактически ничего нельзя сделать: не подведены коммуникации, нет дорог. Для решения проблемы мы предусмотрели два решения. Первое — в качестве оперативной меры мы стали предлагать компенсацию за него, она составляет более 300 тыс. рублей.
Второе — мы пересмотрели старые грандиозные планы по подводу инфраструктуры. Они были, например, такими: к поселку была спланировала четырехполосная дорога и центральная канализация. Все это стоило огромных денег и было нереализуемо. А зачем это все, если дороги достаточно двухполосной, а вместо центральной канализации можно сделать септики? Также мы решили строить рядом с этими участками малоэтажные поселки и к ним тянуть коммуникации, которыми также смогут воспользоваться владельцы участков.
— Не считаете ли вы сумму компенсации в 300 тыс. рублей совсем небольшой?— Это, подчеркну, оперативная мера, которая действует уже сейчас. С другой стороны, небольшая сумма компенсации стимулирует человека не отказываться от участка, а, например, воспользоваться мерами поддержки и построить на нем дом, а не жить в многоэтажке. С 2022 года по программе "Свой дом в Арктике" можно будет получить субсидию до 1 млн рублей. А частный дом — это уже совсем другое качество жизни. Когда у тебя свой дом, есть работа — и уезжать никуда не нужно.
— Какие еще крупные инфраструктурные проекты планируется реализовать? — Основной проект — это "Новый Мурманск", под который будет отдан бывший судоремонтный завод. Объем инвестиций в проект составляет 16,7 млрд рублей, и он одобрен Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. Отмечу, что правительственной комиссией по региональному развитию под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина также одобрено предоставление инфраструктурного бюджетного кредита на сумму 3,4 млрд рублей.
Помимо этого в области реализуются другие инфраструктурные проекты, например, мы завершаем первый этап реновации закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) по всей области, в это вложен 1 млрд рублей, и готовы приступить ко второму этапу. Это важно, так как почти 20% населения региона живет в ЗАТО. Кроме того, ведется благоустройство дворовых территорий более чем 240 многоквартирных домов.
Об экономике— В прошлом году в Мурманской области, как и в других регионах нашей страны, из-за пандемии останавливали работу предприятий, в первую очередь сферы услуг. Однако региону по итогам 2020 года все равно удалось достигнуть экономического роста в 6%, а инвестиции выросли более чем на 9%. Какой прогноз в этом году?— Несмотря на все сложности с пандемией новой коронавирусной инфекции, стройки в Мурманской области не останавливались ни на один день, включая масштабный проект по строительству объекта "Новатэка" в Белокаменке, так же как и промплощадки.
По тем данным, которые сейчас есть за девять месяцев этого года, уже плюс 19,7%. И это — к "большой базе" прошлого года. Результат оказался лучше, чем мы прогнозировали.
— За счет чего достигается рост?— В том числе за счет специальных режимов. В регионе их два — это специальные условия Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) и территория опережающего развития (ТОР) "Столица Арктики". ТОР — для крупного бизнеса, там у нас семь резидентов.
В АЗРФ 102 резидента, причем в основном это средний и малый бизнес, инвестиции там начинаются от 1 млн рублей. В целом объем заявленных инвестиций уже более 232 млрд рублей, а фактически проинвестировано 87 млрд рублей.
Всего будет создано 8,6 тыс. рабочих мест. Также мы уже получили почти 2 млрд рублей в виде налогов, и это с учетом того, что проекты находятся в стадии реализации.
О туризме и кино— Вы также говорили, что для региона туризм стал отраслью экономики. Однако введенные в прошлом году ограничения и прекращение въезда иностранцев наверняка оказали негативное влияние на эту сферу. Удалось ли ей восстановиться?— За три квартала этого года число туристов составило порядка 350 тыс. человек, и это только "официальные" туристы. За аналогичный период прошлого года туристов было 196,8 тыс. Таким образом, можно сказать, что иностранцев полностью заместили жители нашей страны. 50% приезжающих — это жители Москвы и Петербурга, а также к нам приезжают как минимум из 34 регионов России.
В связи с этим в следующем году мы рассматриваем возможность запуска прямых рейсов между Мурманском и Екатеринбургом, Челябинском, Воронежем, Казанью, Калугой и другими городами.
— Чем помимо природы удается привлечь туристов?— Одно из ключевых направлений — туризм на природных территориях, которых более 70. Также мы продлили горнолыжный сезон, например, в этом году склон горы Айкуайвенчорр в Хибинах открыт уже с 17 ноября, а в прошлом году открылся только в декабре.
Пользуются популярностью также саамская деревня "Самь Сыйт", локации Териберки и полуостровов Рыбачий и Средний, а также арт-парк "Таинственный лес" и другие.
Значимым туристическим проектом, который будет реализован в регионе в будущем, также является туркластер "Валла Тунтури", объем инвестиций в который заявлен в объеме 27,8 млрд рублей. Там будет создано порядка 800 новых рабочих мест, и благодаря ему на Кольском полуострове появятся туристические объекты с сервисом мирового уровня.
— Мурманская область также стала популярным местом для съемок сериалов и фильмов. Как часто приезжают к вам съемочные группы и чем удается их привлечь?— За прошлый и этот год у нас снято порядка 20 сериалов. Мы же запустили историю с рибейтами и ее продолжаем. Какие эффекты мы видим? Конечно, первое — это когда в кино все эти красоты области, это привлекает туристов, лучшая реклама. Второе — когда приезжают сюда снимать кино, то мы обязательно договариваемся, чтобы актеры, режиссеры проводили мероприятия, где с ними можно было бы пообщаться. Это тоже важный элемент.
Не говоря уже о загрузке отелей и прибыли, например, для предприятий общепита. Также у нас за счет съемок растет количество подрядчиков, которые могут оказывать услуги съемочным группам в регионе.
О себе и планах на будущее— Вы много говорите о регионе, наверняка часто общаетесь с коллегами из федерального правительства и другими губернаторами. Как вы можете оценить, Мурманская область сейчас — это известная точка на карте России?— Сейчас Мурманская область с точки зрения туризма в новых масштабных вливаниях средств на рекламу не нуждается, честно скажу. Это не значит, что ей не надо заниматься, но нужно поддерживать на том уровне, который есть. Про Мурманскую область точно знают. Мы это видим по росту турпотока, загрузке самолетов, росту пассажиропотока в обоих аэропортах.
С точки зрения жизни это уже давно не край вахтовиков. В представлении людей это точно не какой-то далекий край на Севере, где темно, холодно и медведи. Этот стереотип давно развеян.
— А как вам самому живется в Мурманске?— Мне хорошо. У меня в этом городе семья, мы купили дом. Более того, я когда прилетаю в Москву в рабочие поездки, то уезжая, говорю друзьям и товарищам: домой к себе возвращаюсь. Но я так себя ощущаю, что Мурманск — это дом.
— Если вы купили дом, то планы на работу в регионе у вас явно долгосрочные?— Конечно, нужно больше времени, и если поддержит президент и поддержат люди, то я готов на второй срок идти работать. Почему? Потому что те проекты, которые мы сегодня начали, начинаем, готовим к практической реализации, — это проекты долгосрочного характера. Мне в Мурманской области комфортно, мне нравится, и я искренне этим болею, и я готов продолжать.
Беседовали Андрей Грязнов, Николай Кочетков
Печать