Оказавшиеся за границей российские активисты хотят консолидировать проживающих там же москвичей для участия в осенних муниципальных выборах. Как отмечают координаторы проекта «Голосуй за рубежом», 96 тыс. проголосовавших за границей россиян смогли реально повлиять на итоги думских выборов в ряде протестных регионов, а на местных выборах это сделать еще проще. Но для этого нужно будет записаться на дистанционное электронное голосование (ДЭГ) и воспользоваться списком рекомендаций — если, конечно, он будет составлен.
Организацию заграничного голосования на муниципальных выборах в Москве оппозиционеры обсудили вечером 19 января на канале русскоязычных политических активистов Europa Live. Тема голосования русских за границей стала особенно актуальной из-за эмиграции ряда оппозиционеров, сказала правозащитница Марина Литвинович, баллотировавшаяся в 2021 году в Госдуму от «Яблока» по Ленинградскому одномандатному округу Москвы. Она предположила, что все больше россиян «будут выдавливать» из страны, и их объединение в неформальные группы за границей будет способствовать сохранению гражданской активности.
Активисты уже пытаются объединить живущих за рубежом россиян с помощью координационного сервиса, рассказал один из создателей проекта «Голосуй за рубежом» Александр Казаков.
Проект заработал перед выборами-2021: был создан сайт с навигацией по местам и способом голосования за границей, людей призывали участвовать в наблюдении (откликнулись 266 человек) и проведении экзит-полов (160 волонтеров опросили 11 тыс. избирателей). Всего за рубежом проголосовали 96 тыс. человек: по официальным данным, это в 20 раз меньше реального количества находящихся за границей российских избирателей.
В реальности их число может быть и в 40 раз больше, поэтому возможности для мобилизации на муниципальных выборах в Москве и — в перспективе — на президентских выборах достаточно большие, убежден господин Казаков. Он добавил, что наибольшее влияние на итоги выборов в Госдуму зарубежное голосование оказало на Алтае, в Воронежской, Иркутской, Нижегородской и Томской областях. Например, в Томском округе №181 кандидат от ЛДПР Алексей Диденко обошел единоросса Илью Леонтьева именно после подсчета зарубежных голосов (к этому округу были приписаны десять участков, открытых в посольствах и консульствах РФ в Великобритании, Франции и Литве).
При этом на местных выборах во многих районах Москвы для победы хватает от 500 до 1 тыс. голосов, а разница между первым и вторым местом зачастую составляет несколько десятков голосов, отметил господин Казаков. Такой разрыв, по его мнению, вполне реально восполнить за счет протестных голосов из-за границы.
Московский координатор движения «Голос» (
внесено в реестр незарегистрированных объединений-иноагентов) Владимир Егоров (
внесен в реестр СМИ-иноагентов) полагает, что заграничное голосование сможет повлиять на центральные, наиболее оппозиционные районы столицы, поскольку именно там, как правило, прописаны живущие за рубежом москвичи. Но им «нужна подсказка», считает эксперт: «Людям, которые постоянно не живут в городе, часто трудно определить, кто есть кто. Желательно, чтобы был единый список, который поддержат разные оппозиционные силы».
Господин Егоров напомнил, что на муниципальных выборах участки в диппредставительствах не создаются, но заграничные россияне могут воспользоваться ДЭГ. «Пока мы не можем гарантировать 100-процентной честности электронного голосования, есть косвенные доказательства того, что голоса вбрасываются, но голоса проголосовавших не переписываются и не исчезают»,— отмечает он. К тому же на выборах в Госдуму были случаи, когда пришедшим на иностранный участок гражданам говорили, что они участвуют в ДЭГ, хотя заявки они не подавали, отметил господин Егоров: «Зарегистрироваться в ДЭГ нужно, чтобы ваш голос не украли».
Политолог Константин Калачев считает, что муниципальные выборы — повод для консолидации российской эмиграции: «С точки зрения среднесрочных и долгосрочных перспектив это имеет смысл. А уж как эти голоса отразятся на выборах в Москве — дело второе». С учетом большого числа мандатов «важен каждый голос», отмечает господин Калачев и добавляет: ДЭГ в этом случае будет действительно удобно.
Печать