Фото с сайта:
commons.wikimedia.org
После введения персональных санкций властями Великобритании миллиардер Роман Абрамович оказался вынужден искать новую локацию для жизни и ведения бизнеса. Хоть с 2018 года он не жил в стране и даже успел получить гражданство Португалии, но с Британией миллиардера связывали «империя недвижимости» и футбольный клуб «Челси», который уже выставлен на продажу. Теперь турецкие СМИ утверждают, что Абрамович собирается купить местный клуб «Гёзтепе» или «Бодрумспор».
Первая информация о том, что Абрамович раздумывает о покупке турецкого футбольного клуба, появилась еще 23 марта. По данным CNN Türk владелец «Гёзтепе» и местный предприниматель Мехмет Сепиль собирается уже в ближайшее время встретиться с представителем Абрамовича. Сам Сепиль приобрел клуб в 2014 году за $7,5 млн, но уже покинул пост его президента из-за неудачного выступления команды на чемпионате страны. Корреспонденты издания Fanatik утверждали, что цель российского миллиардера — футбольный клуб «Бодрумспор».
Накануне Fanatik заявило, что договоренности по покупке «Гёзтепе» достигнуты, однако вице-президент клуба Талат Папатья опроверг информацию. «Мы прочли в СМИ, что Абрамович купил клуб. Это не правда. Мы сделаем соответствующее заявление, когда следует», — отметил он в разговоре с изданием. Возможная стоимость клуба оценивается турецкими СМИ примерно в 81 млн турецких лир (около $5,5 млн).
Ему долгое время удавалось избегать санкционных списков, хотя британская общественность еще с 2018 года, когда Абрамовичу приостановили выдачу визы страны, призывала власти более активно бороться с «грязными деньгами», след которых тянется в том числе из России. Даже после политического обострения в феврале Британия не сразу ввела санкции против Абрамовича — в первую волну попали бизнесмены Геннадий Тимченко, а также Борис и Игорь Ротенберги.
Украинский конфликт и последующие санкции сделали крупных российских предпринимателей персонами нон грата. Только за первый день обострения политической ситуации российские миллиардеры потеряли $40 млрд. Некоторые из них начали жаловаться на тяжелое финансовое положение. Например, основатель «Альфа-Групп» Михаил Фридман рассказывал, что не знает, как оплачивать мелкие расходы из-за блокировок банковских карт. «Может, мне самому убираться. Это было нормально, когда я студентом жил в общежитии с четырьмя соседями, но 35 лет спустя это неожиданно», — признавался он.
После Фридмана на жизнь пожаловался экс-директор Альфа-банка Петр Авен, чья жизнь изменилась за оду ночь. «Наш бизнес полностью разрушен. Все, что мы строили в течение 30 лет, полностью разрушено. И мы вынуждены как-то начать новую жизнь», — отчаивался он. Авена тоже затронули бытовые проблемы — он признался, что не понимает, позволят ли власти Британии нанять ему уборщицу или водителя.
По данным американского издания PageSix, Абрамович хотел одолжить у влиятельных друзей $1 млн, поскольку его активы оказались заморожены. Журналисты утверждают, что бизнесмен еженедельно тратит $750 тыс. только на зарплаты персоналу. Однако друзья, среди которых режиссер Брат Ратнер и семья Ротшильдов, опасаются давать в ему в долг из-за возможных последствий в связи с наложенными на Абрамовича санкциями, объясняло издание. Представитель Абрамовича отрицает эту информацию.
Экономические выгоды ТурцииС начала трагических событий на Украине Абрамович уже выставил на продажу «Челси», передал контроль минимум над двумя инвесткомпаниями партнеру, перегнал две яхты из Карибского моря в Турцию. И возможно начал переговоры о покупке футбольного клуба.
Более того, в Стамбуле 29 февраля прошли переговоры между Россией и Украиной, в которых принял участие и Роман Абрамович. По словам президента Турции Реджепа Эрдогана, присутствие Абрамовича на переговорах говорит о доверии к нему Путина. К слову, этот раунд переговоров закончился прогрессом.
Базой для бизнеса и жизни Абрамовича станет Израиль, уверен президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Гражданство Португалии, по его словам, «не дает ничего, кроме ряда проблем», а паспорт Израиля — «самый перспективный с точки зрения доступа к разным странам». Более того, у миллиардера уже есть там недвижимость, напомнил эксперт. В 2020-м Абрамович купил самый дорогой дом в Израиле — вилла в городе Герцлия обошлась ему в $64,5 млн (4,1 млрд рублей).
В Турции миллиардер «ищет экономический интерес», считает Абзалов. Хоть страна и не член ЕС, но часть европейского пространства, и может стать хабом для импорта, который не доходит до России. Слабость лиры вызвала распродажу активов и снижение к ним интереса со стороны инвесторов, однако в перспективы ситуация может укрепиться. «С этой точки зрения Абрамович покупает [футбольный клуб] на низком рынке», — рассуждает эксперт.
Израильская сборная не участвует в европейский кубках, где «большие деньги и большие лиги». Турция же играет в Европе, имея множество болельщиков, спортивную инфраструктуру и «хороший доступ к инвестициям». «Это относительно бюджетная замена “Челси”», — считает эксперт. Более того, возможную покупку не смогут затронуть западные санкции.
Абрамович выбрал стратегию диверсификации рисков, считает бизнес-консультант и политтехнолог
Алена Август.
«Абрамович потому и Абрамович, что яйца раскладывает по разным корзинам. Сейчас он максимально выжимает плюсы из ситуации, где оказался. Расстался с одним клубом — взял другой. Турки — фанаты не меньше англичан. Он вложится там, где сможет, переупакуется, а после пойдет возвращать упущенное и захватывать новое. У него есть чутье на места, где деньги зарыты», — сказала Август в беседе с «Компанией».
По словам эксперта, Абрамович пойдет на развивающиеся рынки, поскольку те заинтересованы в российских активах. «К примеру, Индия при наличии Болливуда сейчас открывает для себя российское кино. Мир настолько станет изменчив, и Абрамович везде будет одним из первых и много чего еще освоит», — заключила Август.
Дальнейшая история Абрамовича будет зависеть от того, как разрешится конфликт: мирным договором или ужесточением геополитической ситуации, говорит Абзалов. В первом случае Абрамович «пересидит, как делал до этого». Сейчас же Абрамович совершает «попытку переждать».
При негативном сценарии он начнет интересоваться активами в развивающихся странах, которые не будут попадать под зону санкционного влияния. «Его интересы могут быть смещены. Какой смысл вкладываться в западные активы, если завтра можете "сыграть" во Фридмана? Это явно не тот формат, который привычен акционеру "Евраза"», — уверен Абзалов.
Печать