Фото с сайта: pixabay.com
Минимум 358 граждан Украины находятся сейчас в московских СИЗО и спецприемнике поселка Сахарово, рассказали “Ъ” члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) и общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы. Многие из них должны быть депортированы на родину, но «застряли» в России из-за разрыва дипломатических отношений между государствами. Правозащитники просят столичного омбудсмена подключиться к решению этой проблемы. Как выяснил “Ъ”, «застрявшие» граждане Украины есть и в других регионах. Пока что их удалось выслать только в ДНР.
В московских следственных изоляторах содержатся по меньшей мере 245 граждан Украины. Об этом “Ъ” рассказала член СПЧ и ОНК Москвы Ева Меркачева.
«Из них около 60 человек задержаны по запросу украинской стороны — это люди, которых разыскивают на родине за совершение преступлений, в том числе тяжких,— отметила она.— Однако есть и те, кто говорит, что не знал о своем розыске».
По словам госпожи Меркачевой, ранее между Россией и Украиной действовало соглашение о высылке разыскиваемых граждан на родину, но с началом «специальной военной операции» оно приостановлено. Другие арестанты — более 180 человек — обвиняются в совершении преступлений на территории РФ. «По соглашению между странами после российского суда и приговора они могли бы отбывать наказание у себя на родине. Но теперь и этот механизм остановился,— говорит Ева Меркачева.— Что делать дальше, неясно. Но по сравнению с беженцами, которых у нас сотни тысяч, заключенных украинцев не так много. Пока их проще прокормить и оставить на территории РФ до окончания спецоперации и возобновления соглашений».
В спецприемнике поселка Сахарово (Центр временного содержания иностранных граждан, ЦВСИГ) ожидают депортации еще 113 граждан Украины, рассказал “Ъ” член ОНК Москвы Георгий Иванов. До 24 февраля их там содержалось максимум 30–40 одновременно, поскольку депортация проходила «довольно оперативно». Теперь дипломатические отношения между Россией и Украиной разорваны, нет и прямого авиасообщения между странами. Ситуация усугубляется тем, что у многих граждан Украины нет паспортов, в том числе заграничных, говорит господин Иванов. «До спецоперации украинец без документов мог рассчитывать, что сотрудники ЦВСИГ обратятся в посольство Украины в Москве, помогут сделать паспорт и купить авиабилеты. Затем они же доставляли человека в аэропорт и контролировали процесс депортации,— объясняет он.— Но посольства Украины в Москве больше нет».
По словам правозащитника, часть людей «застряла» в Сахарово с февраля.
Печать