79 лет назад, 5 июля 1943 года, началась великая битва Красной Армии во главе с Жуковым и Василевским против войск Клюге и Манштейна на Курской дуге.
После поражения под Сталинградом немецкое командование подготовило летом 1943-го новое наступление, надеясь вернуть утраченную стратегическую инициативу. Для этого противник избрал центральный участок фронта, на котором образовалась так называемая Курская дуга (в этом месте с севера и юга над нашими войсками нависали части вермахта). План вражеского наступления получил кодовое название «Цитадель».
На момент начала данной битвы Красная Армия имела на этом участке 1,3 миллиона солдат и офицеров, 4944 танка, 26,5 тысяч орудий и минометов, а также 2672 самолета. Им противостояли 780 тысяч немецких солдат и офицеров, 2758 танков, 10 тысяч пушек и 2050 самолетов.
Основные надежды на успех в Курской битве враг возлагал на новые танки T-V и T-VI, массовое производство которых было развернуто весной 1943 года. Машинам, получившим впоследствии названия «Пантера» и «Тигр», германская пропаганда не замедлила присвоить эпитет Wunderwaffe (чудо-оружие).
Так, «Пантера» была впервые оборудована системой укладки стреляных гильз в герметичный контейнер и продувки ствола сжатым воздухом (экипажи всех прочих машин того времени буквально задыхались и слепли от пороховой гари). Ну, а главным достоинством «Tигра» являлось его 88-миллиметровое орудие, которое пробивало броню всех созданных к тому времени танков с расстояния до двух километров. Самого «Тигра» могли уничтожить только два танка того времени - Т-34 и «КВ», но для этого они должны были приблизиться к нему на расстояние менее 500 метров. Результатом такого неравенства стало то, что за время боев на Курской дуге потери советской стороны в танках составили 6064 против 2900 немецких.
Тем не менее, с помощью артиллерии части Красной Армии сумели отразить все атаки и, измотав неприятеля в оборонительных сражениях, перейти в контрнаступление.
Печать