Фото с сайта: pixabay.com
Политизированные концерты как явление уходят в прошлое. Без лозунгов в этом году прошел, например, митинг-концерт ко Дню российского флага на проспекте Сахарова в столице. Хотя посыл мероприятия зрители поняли. А день рождения Москвы и вовсе отличился музыкальной свободой. Выступление на празднике рок-звезд «Наив» и «Слот» лояльным не назовешь, но это лишь добавило празднику оттенок либеральности. Хотя раньше музыканты часто выступали с гражданских трибун. Достаточно вспомнить шоу-тур «Голосуй, или проиграешь» в поддержку Бориса Ельцина в 1995 году. Как изменилась сцена за четверть века, рассказали в материале «ФедералПресс» российские звезды Андрей Макаревич, Вадим Самойлов, Сергей Минаев.
«Голосуй, или проиграешь»Погода в середине июня – начале июля 1996 года выдалась нежаркой, хотя и не слишком дождливой. В пасмурной столице сидеть не хотелось, а тут звездам российской эстрады предложили запоминающийся тур по 16 городам страны. Не простой, конечно, а в поддержку кандидата в президенты России Бориса Ельцина. И знаковый. Дело в том, что в начале года рейтинг Ельцина составлял 3–6 % и спасти его могло только привлечение молодежи. Опрос ВЦИОМ показывал, что, если молодые россияне придут на участки, Ельцин может занять около 70 % на грядущих выборах.
На борту самолета кого только не было: Михаил Боярский в неизменной ковбойской шляпе фотографировался в обнимку с Дмитрием Харатьяном. Тут же – Александр Буйнов, Константин Кинчев и группа «Чайф».
10 июня Евгений Осин вытащил на сцену самого Бориса Ельцина. Фотография танцующего президента удостоилась американской Пулитцеровской премии.
Тогда не обошлось без скандала. Гарик Сукачев на вопрос журналистов о том, почему он отправился в тур в поддержку Ельцина, заявил, что не знал о цели концертов. И вообще предложил голосовать за первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева, после чего коллектив Сукачева отстранили от участия в туре. Правда, это не помешало артисту сняться в агитационном ролике Центризбиркома в том же году. Ролик заканчивается тем, что Гарик едет вместе с соседом «пить пиво на избирательном участке» под песню «Эй, ямщик, поворачивай к черту» на фоне строящегося храма Христа Спасителя.
Тогда звезды активно давали интервью. На вопрос журналистки одного из местных телеканалов о том, есть ли негативное ощущение о необходимости петь в поддержку политика, певец Валерий Леонтьев ответил, что у него «есть внутреннее противодействие от того, что происходит». «Такое у многих. Тем не менее нужно пересилить это состояние, желание отторгнуться от происходящего. Уж слишком серьезный момент наступил. Я никогда не ходил на выборы. Во времена Андропова и Хрущева отчет о явке был все равно 99,9 % независимо от того, ходил ли ты голосовать», – заявил Леонтьев.
Артист тогда привел в пример выборы в США, где, независимо от президента, ничего в американском обществе кардинально не меняется. «У нас же многое может измениться. Нравится – не нравится, а отсиживаться на даче нельзя. Я могу думать, что совершаю гражданскую акцию, но для публики остаюсь артистом», – добавил Леонтьев.
На вопрос о том, чем бы Леонтьев обменялся с Ельциным, певец ответил: «Поменялся бы частью здоровья. Я все-таки моложе. А ему нужно».
Певец и композитор Сергей Минаев в числе прочих участвовал в концерте и последующей записи альбома «Голосуй, или проиграешь». «Это же заказняк, реклама. Не самый, я бы сказал, удачный пример гражданской активности. За что проплачивают, то и кричат. А бедный народ слушает, и мне его очень жалко», – прокомментировал Сергей Минаев «ФедералПресс».
Правда, по мнению певца, в современной России такого стало меньше. Музыка стала менее политизированной. Сергей Минаев отметил, что нынешней публике не нравится, когда ей что-то навязывают.«Но как пиарщик со стажем могу сказать: я могу сделать все так, что вы даже не заметите. Сейчас все стало гораздо хитрее. Можно агитировать без плакатов и без лозунгов, если это нужно. Умные разберутся, но реклама направлена не на них. Пиар действует на сомневающихся или непонимающих», – рассказал Минаев.
Концерты нового тысячелетияВ начале нулевых были выступления звезд в поддержку Владимира Путина, концерты на форумах «Селигер» и других общественно-политических площадках. Доверенными лицами Владимира Путина были Владимир Винокур и Лев Лещенко, Денис Майданов и Игорь Крутой, Михаил Боярский, Диана Гурцкая, Тимати, Полина Гагарина, Лариса Долина и другие звезды.
В 2012 году прошел митинг протеста на Болотной площади. Его поддержали Noize MC, группа «Ляпис Трубецкой» и ряд других звезд. Российские певцы проявили гражданскую позицию, поддержав Крым и выступив в защиту мирных жителей Донбасса даже ценой своей карьеры на Украине. «В девяностые российское общество было поделено на разные векторы. Сейчас есть два основных направления: общее мнение народа и оппозиция. Радикально значимых событий в стране сейчас не происходит, и политически заряженные концерты встречаются все реже», – рассказал «ФедералПресс» рок-музыкант, один из основателей группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов.
Ранее группа «Агата Кристи» была одной из тех, кто выступал на концерте «Голосуй, или проиграешь» в поддержку Ельцина. Впоследствии Вадим Самойлов агитировал за Владимира Путина и записал совместный сольный альбом «Полуострова» с помощником президента Владиславом Сурковым. Певец также неоднократно посещал с концертами ДНР и ЛНР, после чего ему был запрещен въезд на Украину.
По словам Вадима Самойлова, «митинговая история» во многом устаревает и «люди понимают, что эту форму надо менять». По многим вопросам, как считает музыкант, наблюдается консолидация мнения населения и действий властей. Гражданская позиция артистов в последние годы «больше выражается на государственных праздниках, нежели каких-то политических событиях».
Рок-музыкант отмечает, что его зрители с девяностых особо не поменялись. «В начале девяностых концерты посещало мало людей, с 2000 по 2008 год больше. С 2008-го наблюдался небольшой спад зрителей, потом опять подъем. Последние год-два тоже маленький спад, это волны такие», – отметил Самойлов.
Музыкант связал активность зрителей с их материальным благосостоянием. Что касается концертного дела, то Вадим Самойлов отметил, что стала лучше инфраструктура, «все стало удобнее». Правда, в маленьких городах до сих пор не хватает хороших клубных площадок. Что касается аудитории, «у нас очень тонкий и чуткий зритель и всегда таким был».
Творчество вне политикиЛидер рок-группы «Машина времени», народный артист России Андрей Макаревич видит разницу между столицей и провинциальными городами. «Чем населенный пункт дальше и меньше, тем зритель более восторженный и менее избалованный. К ним нечасто приезжают артисты, и это большое событие для людей. Но так было всегда», – рассказал Макаревич журналисту «ФедералПресс».
Музыкант отметил, что зрители являются отражением артистов. «Мой зритель не изменился, о других я сказать не могу», – отметил Макаревич.
При этом Макаревич обратил внимание на то, что с девяностых «здорово изменилось техническое обслуживание», уровень оснащения и «профессионализм организаторов», что в современной музыке очень важно. «Есть уверенность в том, что я приеду в какой-то город и там буду звучать как надо», – считает основатель «Машины времени».
Мнение о том, что в девяностых концерты были более политизированы, Макаревич не разделяет. Он уверен, что творчество не зависит от политики, все зависит от каждого отдельного артиста.
Политизированность музыки упалаПрезидент Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов был личным советником Бориса Ельцина. По мнению эксперта, политизированных концертов в России стало «существенно меньше». «А по качеству, если брать степень политизированности, в девяностые такие концерты были на очень высоком уровне. У артистов с деньгами было туго, а тут возможность заработать», – прокомментировал политтехнолог.
При этом Игорь Минтусов считает, что концерты всегда были «малоэффективным инструментом для продвижения кандидатов». Люди ходили на концерт, но обычно не голосовали за тех кандидатов, за которых агитировали звезды. «Это был хороший способ времяпровождения избирателей, зарабатывания денег артистами и штабами. И кандидаты были довольны: приехала Алла Пугачева и что-то сказала в их поддержку. Тешило их самооценку», – рассказал Игорь Минтусов, имея в виду также губернаторские кампании и выборы уровня ниже.
При этом Минтусов признал, что на президентских выборах «многие артисты действительно выступали исходя из своих определенных политических соображений». Они понимали, что если сейчас помогут президенту, то это окупится в будущем.
Сейчас политконсультанты осознают, что на политические концерты тратятся большие деньги, но «электоральный эффект незначительный». Недавний пример: кандидат в депутаты Мосгордумы Андрей Метельский пригласил в свою поддержку Диану Гурцкую, но все равно проиграл на выборах. «Ты приходишь, чтобы послушать ее творчество, а не речь», – считает Игорь Минтусов.
По мнению эксперта, это такая иллюзия: популярный человек сказал, значит, ему верят. Политтехнолог полагает, что такие мифы раздувают сами звезды эстрады, чтобы заработать. «Если бы это было так, то все певцы параллельно становились мэрами и депутатами, но это происходит не повсеместно. Работа политика – это другой жанр», – отметил Минтусов.
Должно ли творчество быть вне политики? «Лично я считаю, что оно никакого отношения к политике не имеет. В этом смысле слова сам вопрос неправомерен. Все равно что сказать, должна ли быть с политикой поэзия, балет либо театральное искусство», – полагает эксперт.
По словам Игоря Минтусова, люди несут гражданскую ответственность независимо от профессии. А кого послушают скорее, например, водители – своего же товарища или рок-звезду?
Ценности утеряныПевец и композитор Сергей Минаев полагает, что с глобальной точки зрения ничего не поменялось. «Но есть нюансы, сейчас стало ужаснее», – полагает музыкант. По его словам, «туалеты где-то стали чище», а если брать настроение на концерте, то в девяностые люди «были не испорчены пропагандой о том, как надо обогащаться». Люди приходили получать удовольствие.
Сейчас публика в этом отношении «более избирательна с одной стороны, а с другой – менее образованна». «Я вижу деградацию общества, и это обидно. Не хожу в театр, потому что уровень культуры постановок и режиссеров порой оставляет желать лучшего», – отметил Минаев.
По словам музыканта, публика ориентируется на то, что ей предлагают. Если люди необразованные – их устраивает то, что им показывают. «Можно и классику показать так, что будет актуально сегодня. Как постановки Шекспира высвечивают проблемы, важные и для нас», – рассказал Минаев. – А боль про фекалии мне не очень интересна».
Певец отметил, что снизился общий уровень культуры в плане образования, образа жизни, философии и религии. Видоизменяется институт семьи, а сценические площадки «подстраиваются под своих зрителей». Это происходит потому, что мы сами так хотим. «Люди не встают и не уходят с подобных вещей, – отмечает музыкант, – а современной молодежи не с чем сравнить».
Печать