Фото с сайта: pixabay.com
В первые дни нового года стало ясно - ловить собак некому, содержать негде, а главное, делать и то, и другое - не на что.
Год назад Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными». Он был одним из самых ожидаемых общественностью, а работа над ним длилась восемь лет. Не успели бедомные собаки почувствовать человеческое к себе отношению, как оно стало еще лучше. С 1 января этого года вступили в силу отдельные положения к ФЗ-498, и теперь бездомных бродяг категорически запрещено умерщвлять после отлова, а немедленно помещать в приюты, стерилизовать, вакцинировать, лечить и возвращать на прежние места обитания. Каждой шавке гарантируется фотосессия «от» и «до», владельцам приютов – наказание за невыполнение возложенных на них обязанностей.
С начала года Челябинск отметился двумя скандалами. Зоозащитники обнаружили место, куда массово «пристраиваются» животные городского отлова. Это лес! Просто лес, в котором у животных нет никакой возможности прокормиться, нет никаких укрытий, а значит и шансов на выживание. По информации ветврача, руководителя фонда «Спаси меня» Карена Даллакяна, животных в лес увозили представители приютов. «Там такая нищета, что собак просто нечем кормить». – пояснил он.
К тому же 31 декабря закончился контракт компании «Продлидер» на отлов бродячих животных в Челябинске. Компания начала работу в феврале, не имея опыта в этой сфере. По данным «СПАРК-Интерфакс», основной вид деятельности «Продлидера» — «торговля рыбой, ракообразными и моллюсками». В собачью авантюру пустились ради жирного контракта. По словам зоозащитников, подрядчик предоставлял хорошую статистику только в документах, на самом деле была высокая смертность животных от истощения и недопустимой кастрации животных до года.
Пресс-служба администрации города сообщила «НИ», что вопрос о полномочиях по отлову животных будет рассмотрен только 16 января. И только после этого объявят конкурс по выбору подрядчика. При этом все понимают, что оставлять город без отлова на праздники нельзя: жители выбрасывают много мусора, это привлекает бродячих собак и создает опасность во дворах. Опять полицейские будут вынуждены применять оружие...
К слову сказать, подрядчики с 1 января массово покидают рынок: бизнес по отлову и передержке животных становится крайне невыгодным. На Чукотке, например, подрядчик честно заявил, что не сможет выполнять нормы нового закона. Дело в том, что отловщиков обязали снимать свои действия на видеокамеру и быть готовым предоставить записи по первому требованию. Кроме того, их транспорт должен быть оборудован специальными опознавательными знаками. Все потребует дополнительных денег. Осложняют ситуацию труднодоступность небольших населенных пунктов региона, где, как правило, живет не больше ста человек. Понятно, что строить приюты в таких селах не имеет смысла, власти настаивают на межмуниципальных пристанищах. Однако транспортировка туда животных из отдаленных сел влетит в копеечку. Поэтому, скорее всего, для собак все останется по-старому: агрессивную прибьют, слабая сама сдохнет.
В замешательстве власти Анадыря. До сих пор методические указания по содержанию приютов не утверждены правительством РФ и определить необходимый на их создание объем финансовых средств нет возможности. По собственным оценкам, строительство приюта на 250-300 собак с организацией необходимой инфраструктуры будет стоить 180-200 миллионов рублей. Ежегодное содержание, включая расходы на коммунальные платежи, инвентарь, зарплату персонала, обойдется еще в 17-20 миллионов. Расходы на самих животных без учета вакцинации, маркирования и стерилизации могут выливаться в шесть миллионов рублей ежегодно. «Мы на детей столько не тратим», - «не для печати» поделился с «НИ» глава города.
В Кузбассе сейчас около 7000 беспризорных собак, однако ловить всех и сразу никто не собирается: в год в области будут отлавливать 3500 беспризорных псов. На эти цели выделено по 120 рублей в день на каждую собаку. Средства уже заложены в бюджет Кемеровской области на 2020 год, их хватит только на удавку. На строительство и содержание приютов из облбюджета не выделено ни копейки. Власти считают, что содержать приют владельцы должны на собственные средства и на пожертвования благотворителей. Есть и ещё одно региональное новшество: пункты передержки, которые своими силами устраивают зоозащитники, должны пройти процедуру оформления юрлица или ИП. Или вообще не иметь дел с собаками. На «легализацию» у кузбасских зоозащитников всего месяц – до начала февраля. А пока выловленных на улице бродячих псов везти некуда.
В муниципалитете Прокопьевска честно, хотя и по-секрету, рассказали «НИ», что новые поправки в закон буквально дезорганизовали работу по отлову собак. «Очень болезненная тема. У нас сейчас буквально ищут предпринимателей, которые готовы заняться этими приютами. Желающих мало. До этого бездомных собак, если горожане жаловались, отлавливали, усыпляли, захоранивали. Сейчас эта работа приостановлена, отлова нет», — сообщил собеседник.
В рядах зоозащитников смятение и разочарование. Не лучше настроение и в Совете Федерации, который последние два года тоже занимался проблемой приютов - там собирали данные из регионов о готовности выполнять предписания федерального закона.
Как оказалось, готовность низкая - многие регионы ждут методических указаний от Правительства России, в которых будут прописаны требования к приютам, тогда, мол, и начнут их создавать.Согласно собранным данным на сегодня на всю страну - чуть больше полутора тысяч заведений, где могут содержаться бездомные животные. Рекордсмен - Челябинская область, где уже есть 23 приюта и создание ещё пяти в ближайшей перспективе. В Подмосковье - 18 приютов, в Свердловской - 16. Столько же в Хабаровском крае, а в Москве и Карелии - по 13. А вот в Калмыкии пока держать отловленных собак и кошек негде, но там запланировали организовать сразу 14 приютов. В Адыгее, на Алтае, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, в Кировской, Липецкой, Ульяновской областях и в Севастополе приютов нет и создавать их пока не собираются.
В некоторых регионах считают, что после манипуляций со стерилизацией и прививками отпускать животных не надо, лучше так и содержать их в приюте. А Карелия настаивает, что лучше комбинировать оба метода: кого-то оставлять в приюте и искать им новых хозяев, кого-то выпускать на волю.
Магаданская область предложила поступать с собаками, которых хозяева оставили на улице одних, как с неправильно припаркованными машинами - эвакуировать. Чтобы потом владелец пса оплачивал затраты по отлову и временному содержанию животного в приюте. Эту инициативу уже окрестили «дог-эвакуацией».
Самый главный вывод, который сделан в совете федерации, - закон не обеспечен материальной базой, в бюджетх всех уровней недотаточно или вообще не заложено финансов на счастливую собачью жизнь по новому закону в 2020 гду.
— Если федеральный закон предусматривает ответственное обращение с животными, то он должен был предусмотреть и статью расходов в федеральном бюджете на это дело. Недотационных регионов 10-11 на всю Российскую Федерацию. А остальным 70 что делать? — возмущается ленинградский депутат Николай Кузьмин – один из тех, кто активно выступал против кровавой бойни, устроенной собакам перед чемпионатом мира по футболу, а затем продвигал ФЗ-498, чтобы Россия могла хоть как-то реабилитироваться в глазах мирового сообщества. Закон, по его мнению, не слишком улучшил имидж страны. - Проблема еще в том, что в полномочия муниципалитетов входит регулирование численности животных, но это регулирование начинается со слова «отлов». До отлова будто бы у нас ничего не существует. Конечно, мы должны отловить, это не обсуждается, но дальше мы должны стерилизовать животное и выпустить. Власти же не готовы терпеть животных на улицах. Понятное дело, при таком подходе всегда дешевле убить. Тем более, что на иное денег им, как всегда не дали.
Напомним, как проблема бездомных животных перед ЧМ-2018 превратилась в скандал. Началось с того, что глава некоммерческого Фонда защиты городских животных Екатерина Дмитриева рассказала о тендерах на уничтожение бездомных кошек и собак в городах, где пройдут матчи главного турнира. Судя по сайтам госзакупок, одиннадцати регионам в общей сложности выделили на убийство «братьев меньших» 110 миллионов рублей.
- Распорядиться этими деньгами можно было совсем по другому – построить приюты и передержки для бездомных собак, - считает Дмитриева. - Но их сделали жертвами «благоустройства», «безопасности», «туристической привлекательности» и чьих-то фобий". Больше всего привалило Екатеринбургу - 32 миллиона,. Понятно, что в Екатеринбурге нет 5 миллионов бродячих собак, чтобы по 2000 рублей выделять на их «утилизацию». За эти деньги могли бы обеспечить стерилизацию, вакцинацию и содержание, но они предпочли убивать. Техническое задание так и звучало -«Эвтаназия безнадзорных собак – 4050 голов; утилизация трупов безнадзорных собак –4050 голов». Лишь 450 безнадзорных собак обещали стерилизовать, а затем вакцинировать, чипировать и пристроить в добрые руки. Если посмотреть внимательно заявки по другим городам, везде одно и тоже, только формулировки разнились. Где-то писали «отловить 84, убить 84», а где-то «отловить 213, транспортировать в пункт утилизации 213». Вы думаете, в городах-убийцах стало меньше собак? После чемпионата популяция стремительно восстановилась и к сегодняшнему дню, по нашим данным, увеличилась. 32 миллиона рублей тому же Екатеринбургу уже не хватит, чтобы справиться с ситуацией. Единственный гуманный метод регулирования численности животных – программу стерилизации – местная власть по-прежнему предпочитает игнорировать. Также отказывается регистрировать животных и ввести ответственность за бесконтрольное размножение.
- Если к ЧМ федеральный бюджет потратил 110 млн на 11 городов России, сколько же средств уходит на утилизацию бездомных животных по всей стране за год?- поинтересовались «НИ».
- Сумма приближается к миллиарду. Судя по моей выборке, на один город приходится в среднем 10 млн рублей. Если бы ими распоряжались не живодеры, то уже каждая собака была бы стерилизована, сыта-здорова, имела крышу над головой или физические ресурсы для выживания в привычной среде.
Справедливости ради, живодеры рулят все-таки не везде. Программа «отлов, стерилизация, вакцинация, возвращение в среду обитания» прекрасно работает в Санкт-Петербурге, Вологде, Тюменской области и Нижнем Новгороде. Можно назвать еще полтора десятка городов, где собак хотя бы бесплатно прививают от бешенства и это тоже служит защитным щитом для населения и - пусть небольшой, но гарантией - для собак, что их расстреляют не сразу. Эффективность мер признал даже Роспотребнадзор. Ему, кстати, приписывают заявление, будто бы сделанное в ходе обсуждения закона об ответственном обращении с животными: «От государства нужно две вещи: не убивать, еслионо не готово решать эту проблему цивилизованным путем, и не мешать зоозащитникам делать свое дело».
Вот только интересно, как его можно делать, если вопрос регулирования собачьей численности отдан муниципалитетам? По этому поводу сокрушается и глава комитета ГД по экологии Владимир Бурматов. «Увы, каждый муниципалитет решает вопрос в зависимости от своих представлений о гуманности, - заявил он «НИ». Правила о регулировании численности отличаются не то что от региона к региону, они отличаются от района к району. Непонятно даже, какие в целом на это бюджеты выделяются. Закон нами принят, но он не дает четких ответов на вопросы.
Рассказал байку, что сами же чиновники и восстали против конкретики: дескать, гуманное отношение к животным нельзя взвешивать на аптекарских весах. Что правда, то правда, у нас с каким чиновником не поговоришь, у него дома то кошки, то собаки, то кролики с хомяками. Но одно домашняя собака, а другое – сфера государства, где если не отмеряно и не проконтролировано, то неизвестно, чем оно обернется.
- Вот ей богу, иногда кажется, что деньги, которые выделены на отлов собак, лучше бы расхищали, - говорит парадоксальную вещь волгоградский зоощащитник Гарик Абрамян. - Это шанс кому-то спастись. Я еще перед чемпионатом мира официально обращался к своим чиновникам: поделите 12 миллионов между собой, но не тратьте на убийства ни в чем неповинных животных. Они и там и там не промахнулись. Тысячи собачьих жизней на их совести.
В Волгограде, напомним, прогремел скандал в самый разгар чемпионата - в отношении директора муниципального предприятия по отлову бездомных собак, его замов, ветеринарных врачей и ловцов возбудили уголовное дело. Все работники «Горпитомника» оказались замешаны в краже казенных денег, подтасовке документов и в жестоком обращении с животными.
Исправились ли власти города за прошедшие полтора года?
- Можно сказать, перепугались и притихли, - усмехается Абрамян. – Что им еще остается? Шальных денег Москва уже не дает, ветер за это время подул в другую сторону. Обсуждаем потихоньку, что надо решать не проблему с бездомными собаками, а с самой бездомностью.
По его словам, в первую очередь нужен контроль рождаемости животных, ответственность за выброс животного, квотирование заводчиков и запрет деятельности разведенцев. Разведенцы – самое зло, плодят никому не нужных животных, а их в приютах и на улицах и без того много. Волгоградские зоозащитники предлагают дополнить закон штрафами за выбрасывание животных на улицу. В Германии если выбросил животное, а его нашли по чипу – штраф 25 тысяч евро. В Англии так же. У нас такого нет. У нас вообще нет обязательной регистрации животных, и это очень серьезный законодательный пробел.
— Просто принять закон — это ни о чем, с ним нужно научиться работать, — согласен директор мобильной ветеринарной клиники «Авто-лайка» Сергей Кучеренко. - Гуманное отношение к животным формируется у людей десятилетиями, если не столетиями. Первый закон о защите животных был принят в Англии в 1825 году, и до сих пор англичане уверены, что у них не до конца сформулировано законодательство. У нас только первые шаги, понятно, что довольствоваться ими нельзя. Очень многое не продумано. Масса требований, приюты всем должны, а кто должен приютам — непонятно”. Месячное содержание на передержке одной собаки где-то обходится примерно в пять тысяч рублей, а в Москве заявляют 82 тысячи – это в два раза больше, чем на ребенка в элитном частном детсаду. Совершенно выпали из нового закона законопослушные владельцы собак. Выгуливать питомца теперь положено строго в специально отведенных муниципалитетом местах. Попробуйте его найти – в 99% случаев получите ответ такого содержания «организация площадки для выгула собак в Закукуйском районе нашего славного города не предусмотрена генеральным планом благоустройства, утвержденным хрен знает кем и хрен знает когда.» ." Зато в России появятся общественные инспекторы. Ими станут «граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе», говорится в законе. То есть это будет не государственная структура, а простые люди с непонятными мотивами. Они теперь имеют право фиксировать на фото и видео «правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в органы государственного надзора» или «принимать меры» на месте, как это любят делать догхантеры.
И тем не менее, при всей сырости закона надо его приветствовать. Это вопрос репутации для нашей страны. Потому что мы не дикари, чтобы массово убивать животных на улицах, скидывать их окровавленные трупы в машины и возить по всему городу, - заключает Кучеренко.
Прогноз зоозащиты такой: если через полгода-год страна не остынет к ФЗ-498, то воду из него слегка отожмут, любителям издеваться над несчастной живностью поотбивают руки, собакам, наоборот, найдут денег в канун очередных выборов в Госдуму. А пока надо терпеть. Но если уж агрессивные псы одолели, то надо делать как советует официальный портал республики Якутии: «носите с собой в кармане молотый перец поострее, и когда опасная собака к вам приблизится — просто бросьте ей пригоршню перца в морду. Рецепторы животного завоют от такого обращения, и она, поскуливая, убежит». С 2014 года народным методом Якутия-Саха распугала всех бездомных собак.
Печать