Политконсультант, журналист, эксперт Центра ПРИСП Антон Крылов – о проекте нового закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц», где содержится норма, согласно которой коллекторы смогут вообще не представляться, называя только свой цифровой идентификатор.Бывают такие люди, у которых настроение за день меняется от прекрасного до ужасного, и наоборот. А отношение, скажем, к отдыху — от «летим на море немедленно» до «сдаем билеты» или «идем в поход». С такими людьми сложно, но весело. Но только не в том случае, если так ведет себя чиновник. От государственной машины ждешь продуманных решений и последовательных действий.
Взять, скажем, коллекторские агентства. Еще совсем недавно, после сожженных квартир и травмированных детей, законодатели всерьез говорили о полном запрете этого бизнеса. Есть полиция, есть судебные приставы — вот пусть они и занимаются недобросовестными должниками.
Но нет. Сначала появилась инициатива поручить коллекторам взыскание долгов по ЖКХ, самых проблемных и тяжелых. Вроде бы опровергли, но как-то не очень уверенно. А теперь выяснилось, что в проекте нового закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц» содержится норма, согласно которой коллекторы смогут вообще не представляться, называя только свой цифровой идентификатор. Эдакие агенты 007 с правом на вымогательство.
Вообще, единственный цифровой идентификатор, который по справедливости подходит коллекторам, — это номер 666. Дело, которым они занимаются, абсолютно небогоугодное. Недаром в Евангелии регулярно вспоминают недобрым словом мытарей, чьей задачей было взыскание денег в пользу оккупационной римской администрации.
Впрочем, Россия была и останется светским государством, даже если в Конституции появится упоминание Бога. Поэтому каждый имеет право заниматься чем угодно в рамках существующего законодательства. Раз коллекторскую деятельность пока не запрещают, значит, найдутся и те, кто с удовольствием или без оного пойдут мучить других людей, заставляя их вернуть долги.
Разумеется, есть недобросовестные заемщики. Но их мало. Подавляющее же большинство должников — люди бедные, запутавшиеся, загнанные в угол. Кредиты ведь не от хорошей жизни, а невозврат их — и вовсе от жизни ужасной. И когда к этим ужасам добавляются преследования со стороны коллекторов, то жизнь превращается в ад.
Так вот, если у коллектора хватает смелости и душевных сил заниматься преследованием этих несчастных, то ему должно хватить смелости делать это под своим именем. С открытым, так сказать, забралом.
Вообще, люди склонны к насилию. Вспомните хоть «эксперимент Милгрэма», в рамках которого одни били других током за допущенные «ошибки», хоть «Стэнфордский эксперимент», когда случайные «охранники» издевались над такими же случайными «заключенными». Так зачем же прятать их лица?!
Инициатива о полном запрете коллекторства выглядит куда более симпатично. Преступниками должна заниматься полиция, а теми, кто не может вернуть долги из-за тяжелых жизненных обстоятельств, — социальные службы. Коллекторам, которые путем психического или физического давления выбивают деньги, в этой схеме места нет. И быть не должно.
Ранее опубликовано на: https://vm.ru/opinion/778829-gorechi-i-sladosti-eliseevskogo
Печать