Президент Фонда защиты национальных ценностей, председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, эксперт Центра ПРИСП
Александр Малькевич – о нашумевшей отставке бывшего главы Чувашии Михаила Игнатьева,
чья медийная политика служит отрицательным примером для всех политических акторов.
Не могу пройти мимо показательного для всех политических акторов примера Чувашии – случившейся непрогнозируемой заранее отставки Михаила Игнатьева. Насколько динамично разворачивалась кампания вокруг теперь уже бывшего главы этой республики!
У меня есть авторский курс, с которым я периодически выступаю, он называется «Органы власти, бизнес и СМИ: как не выглядеть глупо в эпоху fake news и социальных медиа». Это безразмерная совершенно история, потому что сейчас все эти кусочки видео, вырванные из контекста фразы, необдуманные действия и поступки способны реально похоронить карьеру любого чиновника.
Я не знаком с Игнатьевым, но понимаю, что он много лет стоял во главе Чувашии, и все знали о его особенностях, косноязычии. Но в исследуемый нами период оперативно была проведена операция (тут я только констатирую факт, совершенно не собираясь его обелять, он действительно сделал ошибки), и к этой операции было подключено такое количество ресурсов, СМИ, которые смогли поймать на крючок, отфиксировать сразу два его фатальных ляпа! Это наводит на определенные мысли о том, что всё это было не случайно. Конечно, Игнатьев в значительной степени себе уже подписал приговор, когда ляпнул про «мочить журналистов и блогеров». Более того, посмотрев полный текст выступления, я вообще одновременно и загрустил, и развеселился: чиновник транслировал некий набор слов, очень плохо связанных между собой, и стало страшно, что этот человек столько лет (в принципе) стоял у руля, давал интервью, выходил на публику.
Но, безусловно, выходя к аудитории медийной, использовать такие оскорбительные обороты – это конец. Игнатьев отвернул от себя каждого представителя какого бы то ни было медиа в любом уголке страны. После его высказывания к нему моментально прилип соответствующий ярлык. Хотя хотел он сказать другое, говоря про разных заезжих блогеров – гастролеров, так называемых экспертов, и проблема, поднятая им, действительно существует. И многие регионы от этого страдают. Как с этим быть – уже другой вопрос.
Ну, а с контекстом истории, где офицер МЧС (при том, что по сети гулял лишь трехсекундный отрывок) изображал прыгающую за наградой «собачку», никто уже не стал разбираться.
Перед нами классический пример, когда репутация, карьера – всё фактически в одночасье рухнуло. Чиновники нередко забывают, что вся их жизнь проходит под прицелом камер. Аудиозаписи, видеозаписи могут быть использованы против них. Самый яркий пример – Игнатьев. Но это тревожный звоночек для многих людей, работающих в государственной и муниципальной власти. Потому что никто не понимает теперь, как себя вести на публике. Я здесь предвижу большой ворох проблем, потому что государство заставляет идти чиновников в соцсети (в том числе в рамках кампании «Инцидент-менеджмент»), активно заниматься, отрабатывать жалобы и реагировать на тревоги людей, становиться более публичными, поддерживать обратную связь с людьми. А выясняется, что часть чиновников к этому не готовы, а часть, переходя на уровень общения, сильно рискуют. Поэтому допускаю, что нас впереди ждёт ещё немало громких дел, отставок тех, кто просто не понимает новую информационную реальность. И не представляет, как в ней жить и работать.
Ранее опубликовано на: http://russia-rating.ru/info/17355.html
Печать