Дмитрий Солонников считает ситуацию вокруг нагорно-карабахского урегулирования сложной.
В Администрации президента Азербайджана заявили, что поэтапный формат разрешения нагорно-карабахского конфликта признан сопредседателями Минской группы ОБСЕ, а попытки Армении опровергнуть его наличие, а также деструктивная риторика ставят Ереваном под сомнение сам переговорный процесс при посредничестве сопредседателей и формат. Кроме того, официальный Баку напомнил, что территориальную целостность Азербайджана и его суверенитет признает и поддерживает все международное сообщество и это еще раз подтвердила мировая реакция на
так называемые «выборы» в самопровозглашенном Нагорном Карабахе - на оккупированных территориях Азербайджана.
Напомним, что в Ереване после заявления главы МИД России Сергея Лаврова о наличии плана по поэтапному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, в который входит и передача Азербайджану районов вокруг Нагорного Карабаха, стали данный тезис активно опровергать и указывать на то, что поэтапное урегулирование Ереван сейчас не обсуждает и вообще ставит в центр внимания вопрос безопасности армян Нагорного Карабаха, пытаясь обвинить Азербайджан в том, что он якобы является угрозой безопасности.
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП
Дмитрий Солонников считает ситуацию вокруг нагорно-карабахского урегулирования сложной и отмечает, что урегулировать конфликт Ереван, судя по всему, пока не готов, но настанет время, когда конфликт придется решать.
С одной стороны, руководству Армении трудно сдвигаться с непоколебимой позиции, что вот мы ничего менять не будем и все останется как есть. С другой стороны, говорить о том, что сейчас в нынешних условиях пандемии возможны движения в сторону урегулирования конфликта сложно. Потому что по видеосвязи серьезные вопросы не решаются. В этой связи полагаю, что конструктивность в процессе урегулирования конфликта на период пандемии может быть заморожена.
То, что заявил Сергей Лавров относительно поэтапности урегулирования в принципе было известно и ранее. Но здесь важно то, что, увы, в данном заявлении мы не видим конкретики, свидетельствующей о реальном решении проблемы: ни в какие сроки должен быть осуществлен вывод войск, ни как в целом процесс технически должен проходить. Но Лавров действительно говорит о тех вещах, которые обсуждались и являются реальной основой для выхода из кризиса.
При этом многие говорят о том, что Серж Саргсян в 2016 году был готов к передаче территорий вокруг Карабаха Азербайджану. Но то же самое мы ранее слышали и в отношении Демирчяна.
Пашиняну сейчас в принципе не до разрешения нагорно-карабахского конфликта, но конфликт, как и всегда это было в армянской политике, может стать своего рода прикрытием. Мне кажется, что сейчас Пашиняна больше волнуют внутренние проблемы Армении, чем карабахский вопрос. Сам же карабахский конфликт здесь как всегда выступает скорее прикрытием. Перед премьер-министром Армении сейчас остро встает вопрос, что на фоне пандемии делать с экономикой страны, которая уже сейчас находится в непростой ситуации. В Кавказском регионе Армения в связи с ударом коронавируса - в самой тяжелой ситуации. К тому же, Пашинян уже давно обещал решить ряд вопросов по улучшению уровня жизни. И если эти вопросы решить не получится, то надо будет искать виноватых. Потому что в очередной раз все сбросить на прежнюю власть не получится. Или отчасти. И здесь сыграет карабахский козырь. Допустим, Пашинян скажет, что, ой, с экономикой не получилось, но какие мы молодцы, не дали Сержу Саргсяну реализовать его замыслы по сдаче Карабаха. То есть карабахская карта продолжает оставаться разменной. Для Пашиняна сейчас острейшим образом встает проблема сохранения власти. И карабахский конфликт здесь может сыграть свою роль.
Комментируя вопрос регулярного концентрирования внимания Арменией на вопросе безопасности армян Карабаха, отмечу, что в рамках урегулирования он в любом случае будет обсуждаться, вместе с тем ставить его во главу угла или делать вид, что он нерешаем, не стоит. Армения ставит вопрос безопасности живущих в Карабахе армян центральным в карабахском урегулировании. Да, этот вопрос важен, но здесь с одной стороны, стоит отметить, что Азербайджан заявляет о готовности обеспечить безопасность армян Карабаха, с другой стороны, вопрос безопасности все равно будет рассматриваться в процессе урегулирования, от этого никуда не деться. Но данный аспект не тупиковый, а вполне решаемый. Он может быть урегулирован с помощью контроля наблюдателей, специалистов из третьих.
Сергей Лавров заявил о поэтапном урегулировании конфликта, но сделал это довольно аккуратно. Москва достаточно последовательно настаивает на том, чтобы переговоры были содержательные, что для них важна основа. То есть, что важно говорить не просто о факте этих переговоров для СМИ и факте приятного времяпрепровождения, но иметь конструктив.
Вместе с тем, создается впечатление, что с одной стороны, армянской стороне важно показывать факт ведения переговоров без попытки продвинуться в решении вопроса в реальное русло. С другой стороны, нельзя отрицать и тот факт, что армянскому руководству тяжело признавать перед своими избирателями необходимость сдвинуть свою позицию, необходимость реальных действий по пути разрешения карабахского конфликта, поэтому оно будет до последнего делать вид, что в карабахском процессе ничего не происходит. В представлении официального Еревана армянскому обществу нужно дать возможность привыкнуть к мысли, что карабахский конфликт должен быть решен и может быть решен только одним путем – за счет поэтапности. Это сначала освобождение пяти районов, находящихся вокруг Нагорного Карабаха, ввод международных миротворцев и т.д. Взять и урегулировать конфликт Ереван, судя по всему, увы, пока не готов, но настанет время, когда конфликт придется решать.
Полностью материал на: https://moscow-baku.ru/news/novosti/armenii_pridetsya_reshat_nagorno_karabakhskiy_konflikt
Печать