Политолог, эксперт ПРИСП Николай Пономарев пытается разобраться в логике действий московских властей по ослаблению режима и одновременному ужесточению.
Крайне
жесткая позиция Сергея Собянина относительно сохранения «коронавирусных» ограничений в Москве многим кажется абсурдной. Однако в действиях мэра (гипотетически) может присутствовать и рациональное зерно.
Весьма неохотно «откручивая гайки» или вводя новые запреты, столичные власти переключают внимания москвичей с надвигающегося экономического кризиса на проблему избыточных ограничений. В итоге общественность концентрируется на проблемах, которые Собянин может решить без особого труда. Момент, когда столичному мэру придется отвечать на вопрос «А на что мы жить будем?», отодвигается на более поздние сроки.
В то же время сохранение жестких ограничений позволяет властям использовать тактику «купи козу». Устранение искусственных препятствий для нормальной жизни граждан, которое рано или поздно произойдет, поневоле приведет к всплеску позитивных настроений среди москвичей. Что опять же будет не лишним на фоне ожидающегося коллапса сферы услуг, массовых увольнений и сокращения размера зарплаты.
Впрочем, обе тактики вряд ли принесут желаемый долгосрочный эффект. Их применение позволит лишь ненадолго отсрочить начало политического кризиса.
Даже в рамках этого контекста действия мэрии сложно назвать оправданными. А вероятность их реализации и вовсе близка к нулю. У столичных властей банально не хватает ресурсов, чтобы обеспечить полноценное выполнение своих предписаний.
Вероятнее всего, столичный градоначальник пытается «делать хорошую мину при плохой игре». Вполне очевидно, что подавляющее большинство москвичей открыто нарушают разнообразные запреты, связанные с распространением эпидемии. Загнать всех по домам можно лишь посредством кампании «административного террора». Но это, как минимум, обрушило бы рейтинги власти. Однако мэр не может открыто признать свое поражение в этой борьбе. И потому он продолжает делать вид, что «ситуация под контролем», принимая решения в рамках логики прежних действий.
Большинство жителей столицы продолжат нарушать предписания мэрии. Власти закроют глаза на большинство случаев, но «для порядка» выпишут несколько тысяч штрафов москвичам, случайно выбранных на роль «козлов отпущения», и закроют несколько сотен магазинов или цехов. Власти столицы действуют по принципу «казаться, а не быть». И именно это вызывает у граждан ощущение абсурдности происходящего.
Система пропусков не отменяется, вероятнее всего, потому, что власти опять же боятся «потерять лицо». Москвичей долгое время уверяли, что в отсутствие пропускной системы улицы будут завалены трупами, а больницы превратятся в склепы. На фоне этого отмена пропусков будет рассматриваться многими как признание того, что ранее столичное руководство «перегнуло палку» в рамках борьбы с эпидемией.
Попытки добиться реального исполнения предписаний мэрии большинством москвичей будут равнозначны для Сергея Собянина политическому самоубийству. Более того, они могут спровоцировать масштабные акции протеста, в рамках которых административные и экономические требования быстро разбавят политические лозунги. Поэтому власти будут скорее имитировать борьбу, периодически привлекая к ответственности отдельных граждан.
Чтобы прогнозировать действия властей, необходимо понимать их логику. Однако представители московского руководства действуют скорее нерационально.
В сложившейся ситуации столичные власти напрямую заинтересованы в том, чтобы как можно скорее снять ограничения и запустить «приостановленные» отрасли экономики. Необходимость этого прекрасно осознают власти других регионов. Например, руководство Крыма обратилось к федеральному центру с просьбой отменить обязательное проведение тестов на коронавирус для туристов и персонала предприятий курортной сферы. Одновременно власти республики добиваются отмены предписания превращать объект размещения в обсерватор в случае выявления зараженного.
Однако команда мэрии придерживаются иной позиции. Я уже отметил выше, что такое поведение может быть связано с применением манипулятивных приемов, позволяющих канализировать недовольство населения. Однако их эффект не может быть долговременным. На что рассчитывают власти Москвы, понять невозможно. Как было сказано в одной кинокомедии, «психология советский душа не укладывается в нормальный американский голова».
Могу сказать лишь одно: если через две недели произойдет ужесточение режима, на следующих выборах мэра Интернет-форумы будут пестрить вопросами: «Как проголосовать за Собянина, чтобы отец не переписал квартиру на кота»?
Подготовлено по материалам: тг-канала @prokhorov11 и https://svpressa.ru/society/article/266570/?rss=1
Печать