Пандемия коронавируса в России сопровождается многочисленными слухами. В распространении ложной информации были уличены как рядовые комментаторы из провинциальных пабликов, так и известные иностранные СМИ.
О том, по каким признакам можно вычислить фейк, как изменялись слухи во время пандемии и каким образом создаются манипулятивные статьи, рассказал политолог, член ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП Константин Комков.Коронавирус породил много фейков, в том числе и злонамеренных. В комиссии Общественной палаты мы выработали алгоритм, как формируется такой фейк. Есть пять показателей. Первый – «от вас скрывают правду». Второй – «мне сообщил суперисточник», то есть ссылка на личную и конфиденциальную информацию. Третье условие – «немедленно распространите информацию» с восклицательными знаками, красными символами и так далее. Четвертый – информация сопровождается фото, которое может подойти в любой момент. Например, это фотографии медикаментов, закрытой больницы. Пятое – уникальность повода, то есть подтверждений в СМИ вы не найдете.
На первых порах были разногласия, когда в регионах информация была одна, а в центральном штабе другая. Сейчас информацию в регионах доносит либо первое лицо, либо уполномоченное, то есть статус информирующего лица весьма высок. Это либо губернатор, либо профильный зам по здравоохранению, либо главный санитарный врач. Информация, с которой они выступают, всегда подтверждена официально. Возникает другой нюанс: двойственность трактовок. Например, в начале мая во многих регионах сказали, что будут работать над открытием кафе, а в СМИ прозвучало, что с 1 мая открывается то-то и то-то. Возник диссонанс, но это не фейк, а неправильная трактовка информации.
Есть понятие «манипулятивный пинг-понг». Информация выходит в региональном паблике, каком-нибудь «Подслушано». Потом ее перепечатывает региональное СМИ, а потом «взрослые», глобальные СМИ публикуют непроверенную информацию. Закон журналистики: когда информация критическая либо проблемная, должна быть одна и вторая сторона, желательно, чтобы присутствовал и квалифицированный эксперт, который мог бы выступить третейским судьей. Когда информация подается однобоко, а статистика или косвенные данные начинают притягиваться в подтверждение, это кризис профессии.
Ранее опубликовано на: https://fedpress.ru/expert-opinion/2507300
Печать