Фото с сайта: wikipedia.org
1 июля в России пройдет голосование по поправкам к Конституции. В двух регионах, в Москве и Нижегородской области, высказать свое мнение можно будет в формате электронного голосования.
«Вечерняя Москва» поговорила с политтехнологом, председателем правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константином Костиным, оценившим новое дистанционное голосование.
— Этот формат все настойчивее и глубже проникает в нашу политическую жизнь. Кто-то говорит, что это дань моде, кто-то считает, что это определенное сохранение «социальной дистанции», кто-то выражает мнение, что удаленные форматы электоральных процедур — это понятный и удобный тренд в развитии политической системы. Мне ближе третья позиция. Сегодня весь мир живет большей частью в онлайне — новости, общение, покупки, даже консультации врачей — и те уже происходят дистанционно. Это общемировой тренд, фактически мейнстрим развития общества и коммуникационных моделей, — отметил Костин.
Эксперт заметил, что сегодня есть запрос на онлайн-коммуникацию, в том числе и в политике. Но в условиях пандемии удаленное голосование — это в том числе один из инструментов, который позволит людям существенно обезопасить себя от нежелательных контактов и в то же время обеспечить включенность в повестку.
— Электронное голосование хорошо себя зарекомендовало в прошлом году на выборах в Мосгордуму, — добавил политтехнолог. — Его используют политические партии (особенно во время ограничительных мер) для проведения своих предэлекторальных процедур — предварительного голосования. И накопленный на сегодня опыт уже позволяет сказать, что электронное голосование — работающий алгоритм, который практически невозможно «подретушировать». Его процедура, модели шифрования и технический блок позволяют говорить о том, что электронное голосование — это честно, прозрачно и абсолютно безопасно, — считает Костин.
Сегодня, по мнению Костина, одной из самых главных ценностей современного человека является его время, которое теперь в дефиците. Все чаще приходится выбирать в очень напряженном потоке событий между важным и очень важным.
— Уделить время семье, повстречаться с друзьями, поработать, заняться спортом, сходить в музей или театр — это все время. И помогая людям, высвобождая для них даже час–полтора, которые бы им пришлось потратить на поход на избирательный участок, электронное голосование, по сути, делает жизнь удобнее, комфортнее. Оно позволяет нашим гражданам использовать это время для других целей, которые они считают важными и принципиальными. Но при этом обеспечивает технологическую платформу для того, чтобы гражданин мог реализовать свою функцию политического участия, заявляя о своей позиции, — добавил Костин.
Эксперт заключил, что в самом ближайшем будущем все больше политических, общественных процедур, которые могут быть реализованы через систему удаленного доступа, будут появляться в нашей повседневной жизни. Из подозрительной диковинки электронное голосование постепенно станет нормой жизни, и через два–три электоральных цикла количество людей, голосующих на выборах, референдумах, плебисцитах дистанционно, будет не меньше, а может, даже и больше, чем тех, кто приходит на избирательные участки.
Печать