По мнению политолога Сергея Лаврентьева, за минувшие три месяца многое изменилось, и сегодня поправки в Конституцию гораздо актуальнее, чем это было до угрозы распространения коронавирусной инфекции.
- Если в апреле еще можно было бы сомневаться – нужны поправки в Конституцию или нет, но сегодня, после такого серьезного испытания, как пандемия, лично я убежден, что нужны обязательно, - говорит Сергей Николаевич. - В Конституции 1993 года много сказано о принципах социального государства, но это можно считать лишь благими пожеланиями и манифестом на будущее. За эти годы Российская Федерация социальным государством в общепринятом понимании не стала. И нынешние поправки станут приближением к нему, хоть еще и не решением.
- Почему так много критики о снятии ограничений сроков пребывания на посту президента?- В течение этих трех месяцев мы видели, как глава государства в ручном режиме разруливает ситуацию по выводу страны из кризиса. Я убежден, что это не тактическая, а правильная поправка. Демократия демократией – она тоже нужна, но от личности руководителя очень многое зависит. Тут, как поется в песне, «каждый слышит, как он дышит». Поправки очень многогранны, кто-то услышит одно, но не услышит другого. Так что надо прочитать все. Я считаю, что сейчас принятие их стало более необходимым, чем до пандемии.
- Какие еще поправки вы бы выделили?- О том, как важно развивать медицинское облуживании – сейчас это актуально как никогда. О том, что и границы свои нужно охранять, потому что попытки некоторых стран откусить кусок российской территории продолжаются. Если это будет записано в Конституции, то, о чем тогда можно будет говорить? Выделил бы норму о защите исторической памяти. Мы должны защищать свою историю, не позволять противникам издеваться над ней, фальсифицировать и переписывать. Это не безобидные вещи, не просто текст в учебнике, это историческое сознание, наша российская идентичность. Сейчас это сознание мы имеем. Но ученые подсчитали, что достаточно всего трех поколений, чтобы заменить историческое сознание. Надо его защищать, иначе мы перестанем быть россиянами и гражданами великой России.
- Как оцениваете предложения по перестройке политической системы?- Действительно, планируется перераспределить полномочия между Совфедом, Думой и президентом. Федеральные органы получат больше полномочий, президент передает им ряд прав, особенно по назначению министров. Ручное управление, конечно, записано в Конституции – она писалась под одного человека, и подписывал ее Ельцин. Но сегодня ситуация меняется, одного человека не хватит. Должно быть перераспределение властных полномочий и ответственности. Кстати, поправки предполагают нахождение некоторых федеральных органов не только в Москве, но и в других городах.
- Во время пандемии президент предоставил больше полномочий губернаторам, но и в поправках к Конституции эти нормы есть?- Да, поправка о том, что конституционные функции приобретает государственный совет. Раньше он был совещательным органом и теперь станет конституционным. Членами совета являются главы российских субъектов. Во время пандемии стало отчетливо видно, что страна большая, и во всех регионах к решению даже этой проблемы одинаково подойти невозможно. Нажатием одной кнопки этот вопрос не решить. Здесь вопрос именно в широте и глубине полномочий, и губернаторы получат больше полномочий.
- Как считаете поправки о том, что брак – это союз мужчины и женщины и упоминание Бога, действительно необходимо вносить в основной закон страны?- На эти темы можно долго спорить. Бог – это некий символ, хотя можно и без него обойтись, мы атеистическое государство. Что касается брака, то это такая заградительная мера от агрессивности движений сексуальных меньшинств. По большому счету, это ничего не решает. Если мужчина глава семьи, то он родитель номер один, а если муж на вторых ролях, то женщина – родитель номер один. А в целом укреплять семью надо, детей защищать надо. Текста в поправках относительно защиты детства много – о нравственном и физическом здоровье детей, готовить их к жизни в обществе, воспитывать их интеллектуально богатыми. И в этом смысле большая ответственность лежит на родителях.
- Еще много споров о русском языке как о языке государствообразующей нации…- Действительно, многим это почему-то не понравилось, хотя в Конституции русский язык и раньше был записан государственным. Но теперь предлагают ввести ряд статей о равноправии всех народов, о богатстве многонациональной российской культуре, о сохранении языков.
- Появление поправок в Конституцию связаны с тем, что перед обществом встают новые вызовы?- Мы же не Великобритания, где вообще нет конституции. Там люди живут по прецедентному праву, по старинным законам, интерпретируя их, исходя из современной реальности. Мы для каждой эпохи принимаем свой документ – он констатирует положения вещей, но это еще и программа дальнейшего развития страны: социального, политического, национального. Как говорят юристы, после принятия поправок потребуется принять еще сотню федеральных законов, которые будут создавать механизмы реализации этих поправок, давать установки исполнительным органам. Так что голосование 1 июля – это только начало большой работы.
Печать