Артем Кирпиченок – о том, почему же после окончания Второй мировой войны мысль о том, что гитлеровцы могут попытаться спастись, выдавая себя за евреев, преследовала многих.
Публицист, историк, эксперт Центра ПРИСП Артем Кирпиченок – о том, почему же после окончания Второй мировой войны мысль о том, что гитлеровцы могут попытаться спастись, выдавая себя за евреев, преследовала многих.После окончания Второй мировой войны многие нацисты и их пособники в поисках спасения пытались представить себя борцами с гитлеровским режимом или его жертвами. Русскоязычной аудитории хорошо известны истории Антонины Макаровой, палача «Локотской республики» и Григория Васюры, убийцы Хатыни, долгие годы выдававших себя за ветеранов Великой Отечественной войны. Но были случаи, когда нацисты выдавали себя за евреев и жертв Холокоста.
Надо сказать, что мысль о том, что гитлеровцы попытаются спастись, выдавая себя за евреев, преследовала многих современников. «Canadian Jewish Chronicle» писала о «сотнях нацистов, выдающих себя за евреев и добровольно направляющихся в концентрационные лагеря Дахау, Закхаузен и даже Бухенвальд, накануне прихода союзников». Газеты утверждали, что немцы даже делают себе обрезание и накалывают номера заключенных на руки, чтобы избежать возмездия.
Хотя данные сенсационные сообщения и не нашли подтверждения, отдельные нацисты действительно пытались укрыться в еврейской общине. В 1948 году «Canadian Jewish Chronicle» писала о гестаповце Эрике Хоне, выдававшим себя за еврея Юлиуса Исраэля Хольма. В 1963 году газета «Toledo Blade» со ссылкой на израильскую полицию сообщила, что некий разыскиваемый нацистский преступник жил в Израиле с женой и двумя детьми, пока не уехал в 1954 году в Аргентину. Наиболее достоверное и близкое к нам по времени сообщение о скрывающихся под видом евреев нацистах относится к 2006 году, когда появилась информация об Эльфриде Ринкель, охраннице из Равенсбрюка, прожившей сорок лет с еврейским мужем в окрестностях Сан-Франциско.
В Израиле газетная шумиха 1940-х – 1950-х годов в сочетание с реальными биографиями беглых военных преступников породила богатую мифологию о нацистах и «капо», уехавших в Палестину и устроившихся там на высокие правительственные посты. Но помимо фольклора, истории известен один реальный эпизод, когда бывший офицер Вафен СС чуть было не сделал карьеру в ЦАХАЛе и был изобличен исключительно благодаря собственной неосторожности.
Ульрих Шнафт родился в 1923 году в Кенигсберге и уже первые годы его биографии содержали немало темных пятен. Его отец был неизвестен, а мать, по всей видимости, была немкой. В 1925 году он оказался в приюте, откуда его взяла немецкая семья. Окончив школу, Шнафт получил специальность автомеханика, но с началом Второй мировой войны был призван и направлен в Ваффен СС.
В 1942 году Ульрих Шнафт был ранен под Ленинградом и после госпиталя направился в Югославию, а затем в Италию, где в 1944 году попал в плен к американцам во время боев на реке По. За колючей проволокой Шнафт пробыл три года. Американцы не нашли за ним серьезных преступлений, и в 1947 году бывший эсесовец был освобожден. В родной Кенигсберг, ставший Калининградом, Ульрих вернуться не мог и на первых порах он решил обосноваться в Мюнхене.
Здесь судьба послала Шнафту соседа по комнате, еврея Лео Хирщберга, который рассказал Ульриху о помощи, оказываемой еврейскими организациями выжившим в Холокосте. Это навело Шнафта на мысль объявить себя евреем и эмигрировать из голодной послевоенной Германии в Палестину. В декабре 1947 года, став Габриэлем Зисманом, он сел на корабль в Палестину, но до свой цели не добрался. Судно было перехвачено британским патрульным кораблем, боровшимся с нелегальной миграцией, и следующие месяцы бывший эсесовец провел в британском лагере на Кипре.
В мае 1948 года после провозглашения Государства Израиль лагеря нелегальных мигрантов на Кипре были закрыты, и Шнафт-Зисман вместе с другими эмигрантами был доставлен Хайфу. Из этого города он был направлен в киббуц Кфар-Анавим под Иерусалимом, где после изучения иврита был призван в армию.
Вряд ли стоит удивляться, что курс молодого бойца бывший эсэсовец окончил с отличием, после чего был направлен на сержантские курсы. К тому времени война 1948 года подошла к концу и Шнафт был демобилизован, но гражданская жизнь и работа механиком в окрестностях Ашкелона не слишком привлекала человека, большая часть жизни которого прошла под ружьем. Шнафт обратился с просьбой вернуть его на действительную службу в ЦАХАЛ и его просьба была удовлетворена.
Мнимый «Габриэль Зисман» с отличием окончил офицерские курс и стал лейтенантом артиллерии. Для того времени это было большое достижение, израильская армия в тот момент переживала сокращение и количество офицерских вакансий было ограничено. Казалось, Шнафта ждала отличная военная карьера, но человек может быть не только кузнецом своего счастья, но и его губителем. Во время одной из офицерских попоек Улрих Шнафт решил похвастать перед сослуживцами своими подвигами под Ленинградом и показал им свою фотографию в форме Ваффен СС.
Примечательно, что подобная демонстрация не имела для лже-Зисмана немедленных последствий, но про нее вспомнили во время очередной проверки офицера по линии контрразведки, после чего лейтенант был уволен из армии. Для Шнафта это была настоящая катастрофа. Теперь он остался без работы и карьерных перспектив в израильской провинции. Печальная действительность несколько скрашивалась романом, который Ульрих Шнафт начал с женой своего квартирного хозяина, немецкой еврейкой по имени Марго.
Вместе с любовницей Шнафт-Зисман попытался вернуться в Германию, но из-за отсутствия документов не смог легализоваться на родине. В отчаяние он даже обратился в египетское посольство в Риме и предложил услуги египетской разведке, а затем рассказал историю своей жизни любовнице Марго. Шокированная женщина рассказала всю информацию своему мужу, а тот передал ее израильским спецслужбам. В 1956 году «Габриэля Зисмана» выманили в Израиль, арестовали и осудили на семь лет тюрьмы.
В 1961 году Ульрих Шнафт был освобожден из тюрьмы и навсегда покинул Израиль, уехав в родную Германию. Его дальнейшая судьба неизвестна. Нельзя исключать, что солдат двух армий жив до сих пор, достигнув почтенного 97-летнего возраста, и сейчас принимает меры, чтобы обезопасить себя от коронавируса.
Надо отметить, что в израильской эпопее Шнафта, несмотря на всю ее экстраординарность, было несколько моментов, которые способствовали его адаптации в Израиле. Во-первых, герой этой истории не знал своего отца и нельзя исключать, что он действительно мог быть евреем. Во-вторых, накануне отъезда из Германии в 1947 году Шнафт сделал себе обрезание и принял иудаизм, поскольку, согласно традиции, еврейство передается по матери (то, что у него мать немка, Шнафт не скрывал). Таким образом, формально Габриэль Зисман стал иудеем, и это объясняет, почему его признания в эсесовском прошлом не влекли за собой немедленной и жестокой кары.
Шнафт был изобличен благодаря своему легкомыслию и авантюризму, но нельзя исключать, что некоторые более острожные нацисты все-таки скрылись среди своих бывших жертв. В 2015 году израильское издание МАКО сообщило, что в 2014 году центральный офис по расследованию преступлений нацизма сообщил о 30 бывших охранниках Освенцима, представших перед судом. Семеро из них проживали за пределами Германии и один на территории Израиля.
Отдельно стоит упомянуть нацистов или их потомков, которые из чувства раскаяния или по другим причинам приняли иудаизм и эмигрировали в Израиль как евреи. Среди ортодоксальных евреев даже существует легенда о потомке Гитлера, который раскаялся и сделал себе гиур. Удивительно, но эта история имеет некоторую реальную подоплеку. Израильская и зарубежная пресса писала, что в Иерусалиме проживает внук жены сводного брата Гитлера — Алоиса. Имя его не публикуется из соображений безопасности. К иудаизму этого человека привело изучение богословия. В начале 1970-хх годов он приехал в Израиль по учебе и решил остаться там навсегда. Теперь родственник Гитлера преподает иудаизм в одном из Иерусалимских высших учебных заведений.
Это не единичный случай. Сегодня в Израиле проживает около 300 потомков нацистов, принявших иудаизм. В 2011 году газета «Ха-Арец» опубликовала несколько реальных историй таких людей. Так, например, отец военного раввина Аарона Шаар-Йшува служил в Вафен СС, а его сын отказался от карьеры священника, перешел в иудаизм и живет в еврейском квартале старого города Иерусалима. По мнению Дана Бар-Она, профессора психологии университета им. Бен-Гуриона, эти люди стремятся присоединиться к «сообществу жертв», чтобы уйти от «сообщества» преступников. Переезд в Израиль и молчание о прошлом является их попыткой убежать от травмы войны и соучастия их родителей в преступлениях.
Ранее опубликовано на: http://remembrance.ru/2020/07/15/falsevictim/?fbclid=IwAR3reQOtr75hn8QFJu5PBIA3gNmOlTreMEsXAWQ1eazhbZZKmaJxNYnu7kY
Печать