Алексей Сахнин размышляет о главной линии «принципов» лидера Всесоюзной коммунистической партии большевиков.
Лидер Всесоюзной коммунистической партии большевиков тяжело болела. Андреева получила известность из-за публикации статьи в 1988 году, критикующей перестройку и курс Михаила Горбачева.
В Санкт-Петербурге умерла генеральный секретарь ЦК незарегистрированной Всесоюзной коммунистической партии большевиков и автор статьи против перестройки «Не могу поступаться принципами» Нина Андреева. Об этом сообщается на сайте партии.
Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин размышляет о главной линия «принципов» лидера Всесоюзной коммунистической партии большевиков.Про смерть Нины Андреевой не скажешь: «ушла эпоха». Ведь ее эпоха ушла давным-давно. Усопшая не была влиятельным политиком или мыслителем, но все ключевые СМИ опубликовали некрологи. Скромный советский химик-технолог, после распада СССР она возглавляла микроскопическую «Всесоюзную коммунистическую партию большевиков», о существовании которой знали разве что ее члены. Свой главный вклад в историю страны Нина Андреева внесла в марте 1988 г. единственным текстом - статьей «Не могу поступиться принципами».
Горбачев на Политбюро полтора часа ругал эти «принципы». А секретарь ЦК по идеологии Александр Яковлев официально клеймил их в «Правде». Он назвал статью Андреевой «манифестом антиперестроечных сил» и попыткой реабилитации Сталина. Вся мощь пропагандистского аппарата обрушилась на безвестную женщину из Ленинграда.
Текст «Принципов» посвящен не роли Сталина, а судьбе простых людей. Автор против «придворного» понимания истории, как свершений вождей. Нужно понять, пишет она, «как жили, как трудились, во что верили миллионы». Она рассказывает о своей семье. Отец погиб при обороне Ленинграда, сестра и брат умерли в блокаду. Одного родственника репрессировали. Мать была слесарем на Кировском заводе. Но сама Нина получила образование, стала кандидатом наук и искренним сторонником социализма, который дал ей полноценную жизнь.
Андреева стала символом борьбы с демократией. Но главная линия ее «принципов» как раз в защите коллективного опыта большинства народа. «Вся одержимость критических атак ... касается не столько Сталина, сколько всей эпохи, связанной с беспримерным подвигом советских людей» - пишет она – «В формулу «культа личности» втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция... Все это ставится под сомнение». Андреева не оправдывает Сталина, она отстаивает ценности миллионов, по которым били Сталиным.
Химик из Ленинграда точно описывает идеологический ландшафт наступающей эпохи. В нем будет два полюса: «леволиберальный» и «охранительно-традиционалистский». Левые либералы будут бороться за права животных и обожествлять природу, «в то время, когда миллионы людей на планете гибнут от голода, эпидемий и военных авантюр». А «охранители» поднимут на знамена «общественные формы досоциалистической России». Несмотря на взаимную борьбу, эти полюса будут едины в отрицании социализма, оплаченного кровью и потом миллионов.
Текст Нины Андреевой не соответствует карикатурному образу «пещерного сталинизма». Он поражает ясностью социального анализа. Но ее знание не стало силой: сама Андреева со своей крохотной сектой остались мумифицированными экспонатами ушедшей эпохи. Дело оказалось не в силе идей, а в борьбе социальных сил. Миллионы проиграли ее миллионерам, а потому их принципы были растоптаны и преданы забвению.
Нина Андреева не захотела поступаться этими принципами и разделила их судьбу.
Ранее опубликовано на: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/07/28/835450-printsipi-kotorimi
Печать