Алексей Сахнин – о способах решения проблем неравенства.
Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин отмечает, что главная культурная тенденция современности – разворот от дискурсов и идентичностей к материальным условиям.Проблема неравенства не нова, но общество решает ее по-разному. С 1990-х и до времен Обамы с расизмом в США боролись на уровне языка, запрещая стигматизирующие слова. Гендерное неравенство пытались выправить, вводя в лексику феминитивы. Но сегодня в центре внимания оказалось материальное неравенство между полами и расами, а значит социальное устройство и экономика. Разворот от дискурсов и идентичностей к материальным условиям – главная культурная тенденция современности.
До 1960-х материализм был культурным фундаментом всех развитых обществ. «Непредвзятая» наука служила ядром идеологического аппарата и марксистам, и либералам, и даже нацистам.
В 1979 г. Жан-Франсуа Лиотар в книге «Состояние Постмодерна» писал, что современность заканчивается вместе с кризисом «метанарративов» - идеологических конструкций, которые увязывали научную картину мира с социальными проектами от коммунизма до демократии. Наступившая эпоха «пост-современности» противопоставила порядку – хаос, универсальности – разрозненные «нарративы», научной рациональности – чувствительность. Авторитет ученых упал, на их место пришли те, кого считали фриками. Герои Владимира Высоцкого пишут из сумасшедшего дома: «Треугольник вас, ученых/ Превратит в умалишенных/ Ну а нас - наоборот». Гагарин слетал в космос, не встретил там бога, но на Земле все равно начался ренессанс религиозности, метафизики и «духовности».
На смену социальным движениям, созданным материальными обстоятельствами – классу или нации – пришли сотканные из абстрактных доктрин идентичности. Социальные науки переключились на дискурсы – то, что субъекты сами рассказывают о себе, - отказавшись от амбиции распознать то, чем они являются «на самом деле».
Старый материализм был подорван кризисом общества, которое строило на нем свою идеологию. Но теперь в полосу кризиса вступило общество пост-модерна. Изменение климата заставило обратиться к экономическим и экологическим границам существующей системы. Анализ неравенства вытесняет из повестки проблематику институтов в экономической науке (Пикетти, Стиглиц). Десятилетняя стагнация заставляет переосмыслять капитализм как систему (мирсистемный подход). Даже в ставших символом пост-структурализма Gender Studies, происходит возвращение от определения гендера, как социального конструкта, к телесной и классовой проблематике.
Все это качнуло идеологический маятник в обратную сторону. В России рост интереса к научно-популярному контенту начался в 2012 г. Интеллигенция, разочарованная поражением Болотной и отсутствием перемен, сформировала спрос на «Новое Просвещение». С тех пор YouTube аудитория российских проектов Арзамас и Постнаука удваивается каждый год и уже приближается к 2 млн. подписчиков.
В 18 столетии страсть к Просвещению, как известно, завершилась штурмом Бастилии.
Ранее опубликовано на: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/08/26/837887-vozvraschenie-materializma
Печать