Николай Пономарев – о политике государства в сфере образования.
По данным исследования, проведенного «Сбербанк страхование жизни», 39% российских семей намерены копить на оплату как собственного образования, так и образования своего ребенка. В среднем россияне готовы копить на образование около 470 тыс. рублей.
Самые большие годовые бюджеты на высшее образование готовы выделить жители Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Перми, Ярославля, Красноярска и Иркутска. Впрочем, размер накоплений не может не быть связан и с возможностями ежемесячно откладывать определенную сумму, то есть от размера зарплаты, которая в столицах и крупных городах явно больше.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о политике государства в сфере образования.Совместное исследование Росстата и НИУ ВШЭ показало, что за период 2000 — 2016 гг. количество учебных мест в вузах, финансируемых за счет бюджетных ассигнований, сократилось с 2,8 млн. до 1,9 млн., т.е. приблизительно на 30%.
В 2019 г. газета «Известия» опубликовала данные, приведенные в докладе правительства РФ Федеральному Собранию о политике в сфере образования. Согласно прогнозам авторов доклада, к 2024 году количество бюджетных мест в российских вузах должно сократиться на 17% по сравнению с 2019 г. Одновременно ожидается рост численности абитуриентов на 15%.
Конечно, нельзя забывать об анонсированном Татьяной Голиковой плане правительства увеличить число бюджетных мест в вузах на 141 тыс. человек к 2024 г. Однако эти намерения были озвучены еще до того, как коронакризис нанес тяжелый удар по российской экономике. На фоне текущего ее состояния выполнить столь масштабный проект можно лишь за счет сокращения иных статей бюджетных расходов. Вероятность чего равна статистической погрешности, поскольку это может спровоцировать масштабные конфликты внутри элиты.
На фоне этого отсутствие у родителей надежд на то, что их ребенок гарантировано сможет поступить на бюджетное место в вузе, представляется вполне обоснованным.
Нельзя забывать и о том, что цены на услуги высшего образования постоянно растут. В 2010 г. стоимость обучения в вузе в течение семестра составляла в среднем 25,5 тыс. рублей, в 2015 г. — уже 47,6 тыс.
Как минимум, на протяжении двух десятилетий государство последовательно сокращает бюджетный сектор внутри системы высшего образования. Этот тренд объективно обуславливается структурной деградацией экономики, социальной сферы и т. д. РФ в ее нынешнем «издании» не нужны в таком количестве высококвалифицированные специалисты. Сохранение многих вузов обуславливается лишь одним мотивом: истеблишмент не желает сталкиваться с негативом в случае массовой и одномоментной ликвидации учебных заведений, дающих работу большому числу людей. Многие вузы рассматриваются элитами скорее как синекура для преподавательского состава (в первую очередь это касается учебных заведений в регионах).
Шансы на получение бесплатного высшего образования напрямую зависят от объема социального инструментального капитала (более известного как «блат»), выбранного вуза и специальности. Многое зависит как от корпоративной культуры учебного заведения, так и престижности выбранного направления подготовки. Некоторое преимущество имеется у молодых людей, поступающих на технические специальности: в их случае крайне маловероятно, что выполнение заданий ЕГЭ повышенной сложности не принесет им ни одного балла из-за нарушения неких малопонятных критериев (например, отсутствия ключевого слова в эссе на английском языке). В нынешнем виде ЕГЭ сложно назвать системой, работающей с точностью и надежностью швейцарских часов. Уместнее проводить сравнение с лотереей.
Материал полностью на: https://svpressa.ru/society/article/274851/
Печать