Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин – о том, как работает железный кулак идеологической ортодоксии.
На прошлой неделе в Швеции разразился скандал вокруг известного педагога Хамида Зафара. Выходец из Афганистана, он вырос в бедном мигрантском гетто Гетеборга, но получил образование и сделал карьеру. В 2015 он стал ректором школы в одном из самых неблагополучных районов. Успеваемость школьников была низкой, не хватало учителей, которые боялись своих учеников, многие старшеклассники состояли на учете в полиции. Власти планировали закрыть эту школу. За короткий срок Зафар радикально улучшил ситуацию: была водворена дисциплина, стабилизирован педсостав, выросла успеваемость, снизилось насилие.
Успех Зафара заметили. Его имя стало появляться в СМИ, которые называли его «ректор Хамид». Его пригласили преподавать в университете. В 2018 г. он получил престижную премию «Швед года». В 2019 возглавил департамент образования муниципалитета Мулльшё. Ректор Хамид стал колумнистом в крупной газете, вел популярные подкасты, постоянно мелькал в ток-шоу на ТВ и стал экспертом по интеграции мигрантов в правой Умеренной партии (Moderatorna).
Но выяснилось, что с 2010 по 2016 г. Хамид Зафар подписал анонимные антисемитские, расистские и сексистские комментарии на интернет-форумах. Он высмеивал учебник, который «закармливает» учеников ужасами Холокоста, ругал сионистов, оценивал людей по их национальности, сравнивал, например, хорватов с крупным рогатым скотом, грубо писал о женщинах и презрительно - о геях.
Зафар признал вину, заявил, что отказался от этой «плоской и упрощенной картины мира», но снисхождения не снискал. Его уволили из школы, из муниципалитета, где он заведовал образованием, отношения с ним разорвали все СМИ, а телевидение удалило выпуски шоу, в которых Хамид успел сняться. Из символа успеха шведской модели интеграции Зафар превратился в заклейменного еретика, которого все чураются.
Жесткость репрессий за нарушение идеологической чистоты контрастирует с повседневностью этого преступления. Неосторожные и грубые комментарии Зафара в интернете отражают массовые предрассудки и настроения, распространенные внизу социальной пирамиды, особенно среди мигрантов. Если увольнять за такие взгляды всех, работать будет некому. Но из публичной сферы «простонародные ереси» выкорчевывают безжалостно. Если бы ректору Хамиду позволили, он бы сам во всех ток-шоу каялся за идейные ошибки. Но вместо этого его подвергли остракизму.
Непреодолимый разрыв между культурой низов и верхов чреват потрясениями. Христианство победило в Европе, включив элементы старых верований в свои обряды. Но когда магические предрассудки простого народа стали выжигать огнем инквизиции, низы ответили восстаниями и созданием радикальных сект. Если нынешняя идеологическая ортодоксия замкнется в своей элитарной башне из слоновой кости, а вместо проповеди и диалога останутся одни репрессии, то снизу возникнет альтернативная культура, публичная сфера и идеология. И они будут строиться вовсе не на гуманистических основаниях.
Ранее опубликовано на: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/10/19/843836-shvedskaya-inkvizitsiya
Печать