Алексей Сахнин считает, что здоровье стало главным фронтом социального конфликта.
Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин считает, что здоровье стало главным фронтом социального конфликта.Пандемия COVID-19 вышла за рамки обычной чрезвычайной ситуации в здравоохранении,
заявил гендиректор ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус. Темпы эпидемии растут: в день регистрируют уже больше 600.000 случаев заболеваний и по 9000 смертей, а графики рвутся вверх.
В России оптимизация здравоохранения вернулась бумерангом: в Москве заняты 70% коек, а каждый день в больницы поступают 1300-1400 пациентов, рассказала вице-мэр Анастасия Ракова. Петербургский губернатор Александр Беглов говорит, что заболевших «критически много». В Омске экипажи Скорой из-за отсутствия мест в больницах стали привозить ковидных пациентов к зданию областной администрации.
Но главный сюрприз в том, что это не российский провал. Система здравоохранения трещит повсюду. Премьер Великобритании Борис Джонсон заявил, что больницы почти переполнены, и без чрезвычайных мер страну ждет «по нескольку тысяч смертей ежедневно». Джо Байден обещает американцам «очень темную зиму», потому что медицинская система страны не справляется с нагрузкой.
«Нарушения в работе систем здравоохранения грозят перечеркнуть десятилетия прогресса борьбе с материнской и детской смертностью, ВИЧ, малярией, туберкулезом, неинфекционными заболеваниями, психическими расстройствами, полиомиелитом» и другими угрозами, бьет тревогу Гебрейесус.
Человечество было не готово к пандемии. По подсчетам ВОЗ на планете не хватало 6 млн медсестер. Коммерциализация здравоохранения ограничила его мобилизационный потенциал. Бюджетная медицина повсюду вытеснялась страховой или платной, а развитие отрасли упиралось в ограничения платежеспособного спроса. Теперь рынок не может оперативно удовлетворить резко выросшую потребность в медицинской помощи.
«Эта инфекция обнажила линии раскола, неравенство, несправедливость и противоречия в современном мире», - сказал Гебрейесус. Главной жертвой пандемии стали неимущие. От него умирают бедняки, мигранты, безработные. И по ним же в первую очередь бьют экономические последствия карантинов. Пандемия приобрела четко выраженные классовые черты. Обнаружив банкротство социального государства, коронавирус уже обрушил политическую стабильность во многих странах.
При этом риски новых глобальных инфекций растут, считают в ВОЗ. Справиться с ними можно только за счет радикальной перестройки мирового здравоохранения и изменения социально-экономических условий. Но сегодняшнее устройство мира делает это трудновыполнимым. Проблемой может стать даже сама вакцина от COVID-19. Успешные испытания, о которых объявил Pfaizer, привели к резкому росту фондовых рынков. Но ВОЗ требует, чтобы вакцина рассматривалась не как товар, а как общественное благо, а ее доступность гарантировалась правительствами и мировым сообществом. Противоречие между интересами фармакологических кампаний и остального человечества вышло на поверхность.
Здоровье стало главным фронтом социального конфликта, от исхода которого на практике и будет зависеть, чьи жизни действительно имеют значение.
Ранее опубликовано на: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/11/13/846791-zdorove-stalo
Печать