Алексей Сахнин – о том, как крохотный профсоюз курьеров бросил вызов главной тенденции на рынке труда.
Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин – о том, как крохотный профсоюз курьеров бросил вызов главной тенденции на рынке труда.Акции протеста курьеров стали одним из двух (наряду с выступлениями медиков) социальных конфликтов года. Это неудивительно: в результате пандемии и карантина сервисы доставки бурно росли на фоне кризиса большинства других отраслей. Например, Delivery Club в 2019 ежемесячно выполнял 2,2 млн заказов, а с мая 2020 этот показатель держится на уровне 5,5 млн. Выручка агрегатора выросла почти втрое и составила за второй квартал 2,5 млрд рублей. Число курьеров тоже увеличилось, но лишь на 70%.
Нагрузка на работников росла, а их доходы нет. Это и вызывало протесты. В июне был создан профсоюз «Курьер». Из-за карантина тысячи мигрантов не приехали в Россию и агрегаторы столкнулись с дефицитом рабочей силы. Это укрепило позиции профсоюза. Кампаниям пришлось набирать в курьеры россиян, которые в среднем оказались более готовы к защите своих социальных прав.
12 ноября в офисе Mail.ru, материнской кампании Delivery Club, прошла встреча руководства сервиса с активом профсоюза, на которой было объявлено о серьезных уступках. Были понижены или вовсе отменены 6 из 12 штрафов, которыми наказывали курьеров. Кампания обещала рассмотреть вопрос о восстановлении на работе несправедливо уволенных, ввести обеденный перерыв и сделать еще некоторые шаги навстречу требованиям профсоюза. Уступки не коснулись только одного принципиального требования: заключать с курьерами трудовые договоры. Сейчас большинство из них являются самозанятыми, составляя часть стремительно растущей армии российского прекариата.
Неустойчивая и неформальная прекарная занятость увеличивается по всему миру около 30 лет. Но с переходом к экономике платформ этот рост резко ускорился. Декан социологического факультета РГГУ Жан Тощенко оценивает численность прекариата в России в 30–40% трудоспособного населения. Фактически, требования крохотного профсоюза курьеров бросили вызов главной тенденции на рынке труда и ставшим ее символами технологическим платформам. Потенциал противников отличается больше, чем силы Давида и Голиафа из библейской легенды. И все же, у курьеров есть шанс на победу, потому что в этом конфликте они невольно защищают интересы всего общества.
Три четверти курьеров сталкиваются со штрафами со стороны работодателя, говорится в исследовании холдинга Ромир, посвященном условиям труда в сфере доставки. А самой распространенной причиной получения штрафа является отказ от заказа. В Delivery Club это объясняют низкой трудовой дисциплиной и ленью некоторых курьеров. В кампании также говорят о том, что около 10% курьеров прибегают к «фродовым схемам», т.е. отключают GPS, меняют настройки в курьерском приложении или не закрывают заказы, чтобы не получать новые. Таким образом, работники пытаются снизить трудовую нагрузку и получать лишь почасовую оплату, выполняя при этом минимум заказов. Все эти массовые формы саботажа работы по принципу «лучше за рубль лежать, чем за два бежать» и говорят о крайне низкой мотивации работников.
Американский антрополог Джеймс Скотт исследовал такой повседневный саботаж работников, который он называл «пассивной формой классовой борьбы». Низкая мотивация, изнуряющий рутинный труд, отсутствие перспектив и грошовое вознаграждение – все это заставляет труженика хитрить, обманывать контролеров, бесконечно «перекуривать» и вообще «экономить калории», вместо того чтобы вкладываться в работу. На долю «пассивных» форм сопротивления трудящихся в истории приходилось 99% общего объема классовых конфликтов, и лишь 1% выливался в политические кампании, стачки или восстания. В ответ на саботаж эксплуатируемых, высшие классы совершенствовали технологии контроля за трудом. Но аппарат контроля становился балластом на экономике. Все это приводило к стагнации производительности труда.
Доклад финского Совета по стратегическим исследованиям демонстрирует, что платформенная экономика и неустойчивая занятость тормозят темпы роста производительности труда и экономики в целом. Средний мировой рост на душу населения в эпоху торжества прекарности сократился втрое: с 4% в год в 1960-1980-х до 1,4% в 1980-2015, и продолжает сокращаться.
Исторически, репрессии (в диапазоне от каторги до штрафа) в итоге оказывались неэффективным средством повышения производительности труда. Никто не начинал хорошо работать из-под палки. Взрыв производительности труда в ХХ веке был связан с социальными реформами, повышавшими мотивацию и вовлеченность трудящихся. Организованное рабочее движение добивалось социальных гарантий, которые делали труд дороже, а маржу предпринимателя меньше. Но для общества в целом, это воздавалось сторицей: производительность труда стремительно росла, происходила техническая и социальная модернизация. Крохотный курьерский профсоюз сейчас взял на себя именно эту миссию. «Наша цель заключить с работодателем коллективный договор, в котором должен быть пункт о том, что зарплата сотрудников зависит от производительности их труда» - говорит сопредседатель профсоюза «Курьер» Кирилл Украинцев.
Ранее опубликовано на: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/11/16/847145-kureri-faktor
Печать