Департамент информационных технологий Москвы разместил тендер на развитие системы мониторинга и анализа интернет-активности пользователей на территории столицы. Стоимость тендера — 280 млн руб. В соответствии с техническим заданием система должна отслеживать взаимодействия пользователей с различными интернет-ресурсами, сохранять данные о них в обезличенном виде и собирать статистику.
В мэрии тендер на развитие мониторинга активности назвали обычной практикой. Необходимость мониторинга объясняют предоставлением «актуального контента для конкретного пользователя».
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, директор АНО НИЦ «Особое мнение», эксперт Центра ПРИСП Екатерина Курбангалеева – о том, где заканчивается общественная безопасность и начинается индивидуальная свобода.
В разъяснениях руководителя ДИТ Москвы Эдуарда Лысенко есть два лукавых момента. Во-первых, он говорит о том, что данные будут собираться обезличено. Но ведь в будущих подробных профилях пользователей будут содержаться «сведения об оплате услуг, задолженностей, штрафах, медицинские нарушения» (кстати, как в этом контексте обстоит дело с медицинской тайной?) — все эти данные не имеют никакого смысла, если они не персонализированы. Это абсурд. Они уже персонализированы. Это означает, что данные об активности интернет-пользователей будут автоматически подтягиваться к существующему профилю.
Во-вторых, Лысенко называет будущую систему «стандартной практикой для многих государственных и коммерческих организаций». Но когда пользователь регистрируется, он дает согласие на обработку данных и добровольно их предоставляет. Действительно, все, кто зарегистрированы на mos.ru, это делали, но разве москвичи давали согласие на обработку данных, связанных с их интересами, поведением в соцсетях, лояльности власти? Например, человек на досуге любит коллекционировать маленьких резиновых осликов, но разве он хотел бы и давал согласие на то, чтобы об этом знал Старший Брат в лице Правительства Москвы?
Безусловно, мы сейчас имеем дело с важной проблемой, которую большинство информационных обществ пытаются решить: где заканчивается общественная безопасность и начинается индивидуальная свобода. Но в этом случае даже вопрос об общественной безопасности не стоит. Новая система подается как создаваемая в интересах исключительно пользователей. Но тогда правомерен другой вопрос: какова общественная польза от данной интернет-системы? Согласен ли москвич тратить свои налоги на «персональное предоставление ему актуального контента»? Может пользователь сам разберется, тем более что эту задачу для него и за него делают все основные поисковые системы, и делают это намного эффективнее, чем государство.
Ну и особенно в этом контексте «радует» модуль будущей системы «лояльность пользователей». Отставим в сторону вопрос корректности и этичности данного показателя, интересно, как этот абсолютно оценочный критерий будет определяться и для чего использоваться? Есть и хорошая новость. Как уже было отмечено Лысенко, система заточена «не под конкретного человека», а под конкретное устройство. Видимо, речь идет об идентификации «железа» по его MAC-адресу. Хорошая новость состоит в том, что новые гаджеты уже могут его изменять.
Ранее опубликовано на: https://davydov.in/everything/ekaterina-kurbangaleeva-moskva-problema-kotoruyu-nuzhno-reshit-gde-zakanchivaetsya-obshhestvennaya-bezopasnost-i-nachinaetsya-individualnaya-svoboda/
Печать