Алексей Сахнин – о том, как сериал стал языком, на котором можно «говорить правду» о политике.
Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин – о том, как сериал стал языком, на котором можно «говорить правду» о политике.Главным культурным трендом минувшего десятилетия стал настоящий ренессанс сериала. Из низкопробного «мыла», которым они были на заре XXI века, сериалы стали главным жанром массового искусства, настоящим эпосом, через который общество осмысляет и обсуждает свои «проклятые вопросы». И главной среди этих проблем, прямо по Ленину, является вопрос о власти. Причинам и возможным последствиям возвышения сериала вообще, и политического сериала, в особенности, было посвящено исследование фонда «Петербургская политика».
Большая политика приходит в каждый дом. Если в 2009 было снято два политических сериала, то в 2018-2019 по 20, пишут авторы исследования. И это лишь вершина айсберга. Политическое выходит на первый план и в сериалах, далеких от актуальной политики. Главный сериал десятилетия, «Игра престолов», несмотря на фэнтезийные декорации, полностью сосредоточен на вопросах власти и морали, элит и народа, классовых противоречий и политических интриг. И успех кино-саги часто объясняют именно злободневностью ее проблематики.
Бурное развитие технологий упростило доступ к видеоконтенту, привлекло к сериалам и новую, молодую образованную аудиторию, и инвесторов. Видеопродукция потеснила традиционную литературу, но унаследовала ее проблематику и жанровые формы. Но за техническими переменами последовали и культурные сдвиги.
Респонденты, опрошенные исследователями «Петербургской политики», говорили, что сериалы позволяют им лучше понимать действительность, чем новости или ток-шоу. В художественном мире сериала легче уловить внутреннее содержание политики, а не ее идеологическую репрезентацию. «Карточный домик» с Кевином Спейси или «Домашний арест» с Павлом Деревянко показывают имморализм политиков, классовый эгоизм элиты и декоративность демократических процедур, в то время как реальные политики и медиа лишь камуфлируют все это средствами пропаганды. Сериал оказывается политически актуальнее, чем послание президента.
Став языком, на котором можно «говорить правду» о политике, сериал позволил зрителям осознать, как мало в реальности зависит от простого человека. Это рождает запрос на поиск выхода из создавшегося положения. Но такого выхода пока нет ни в российских сериалах, ни в кинематографе стран Запада, констатируют авторы исследования. Отсюда рождается двойственный эффект от политического сериала: с одной стороны он усиливает фрустрацию, а с другой выполняет терапевтическую роль, примиряя зрителя с текущей реальностью.
Отсутствие социально-политической альтернативы роднит сериал и действительность. Но в силу специфики жанра, в сериале время из циклического превращается в осевое. Будущее зависит от прошлого, но никогда его не повторяет. Аналогичную находку сделала когда-то литература Просвещения. Изобретя осевое время, она сформулировала доктрину прогресса и целый набор идей о том, как преодолеть исторические ограничения современного ему общества. Нынешнему сериалу исторический оптимизм пока чужд. Вместо утопии, он чаще работает с антиутопией.
Ранее опубликовано на: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/12/16/851284-politicheskaya-refleksiya
Печать