Николай Пономарев – о падении доходов россиян.
В России около 80% россиян с доходами ниже прожиточного минимума — это семьи с детьми, заявила вице-премьер Татьяна Голикова. Для решения проблемы бедности, по ее словам, потребуется чуть более 700 млрд рублей и правительство понимает, что необходимо сделать.
По данным Росстата, во втором квартале этого года численность граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума, выросла на 1,3 млн человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как пояснил в ходе ежегодной пресс-конференции президент Владимир Путин, пандемия привела к закрытию целого ряда предприятий, росту безработицы, снижению уровня реальных доходов населения. И если в 2017 году за чертой бедности было около 12,3% граждан, что сейчас эта цифра выросла до 13,5 процента. По его словам, в планах руководства страны в 2030 году снизить эту цифру до 6,5%.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев связывает озвученные Татьяной Голиковой цифры, в первую очередь, с сочетанием двух факторов: длительного падения реальных доходов большей части населения, начавшегося после ноября 2014 г., и сопутствующего роста цен.По некоторым оценкам, за период с декабря 2014 г. по соответствующий период 2019 г., национальная валюта России обесценилась более чем на 36%. Рост потребительских цен за тот же период оценивают в пределах до 44%. Увеличились расходы и на импортные товары или продукцию, производство которой требует закупок компонентов из-за рубежа. Мало кому известно, что доля российских семян на рынке составляет менее 63%. По отдельным культурам доля импортных семян составляет более 90%. В начале 2014 г. доллар стоил около 36 рублей, в начале 2019 г. — уже более 73 рублей. Вполне естественно, что на этом фоне выросла и стоимость закупаемой за рубежом за американскую валюту продукции.
При этом мы не наблюдаем прироста высокооплачиваемых рабочих мест. Более того, чтобы устроиться на приличным образом оплачиваемую работу, молодым специалистам зачастую приходится длительное время работать без какого-либо вознаграждения.
Свою роль, что вполне очевидно, сыграла и эпидемия коронавируса. По данным Сбербанка, в марте — мае 2020 г. сокращение доходов было заметно у половины работающих, в том числе у 20% они упали более чем на 30%.
Не стоит надеяться на улучшение демографической ситуации, в особенности на фоне произошедшей в обществе «революции ожиданий». Стимулирование спроса за счет продвижения в массы «престижного потребления» в сочетании с широким распространением соцсетей привело к тому, что люди демонстрируют все меньшую готовность жить в бедности. Хотя бы потому, что сам факт отсутствия у тебя предметов престижного потребления превратился в фактор, определяющий отношение к тебе со стороны окружающих, карьерные перспективы и т. д.
Если человек осознает, что рождение ребенка может отбросить его семью в категорию бедных, он предпочтет обзавестись потомством позднее просто из чувства ответственности перед детьми. Ребенку, родившемуся в бедной семье, будет заметно сложнее конкурировать с более обеспеченными сверстниками. Полезное питание и доступ к качественному медицинскому обслуживанию, возможность оплатить занятия с репетитором и доступ в спортивные секции — все это факторы конкурентной борьбы, которые в итоге определяют место человека в современном обществе. Дети, чьи родители не способны приобретать предметы престижного потребления, зачастую становятся изгоями среди сверстников. Они не могут позволить себе те же формы досуга, и это ограничивает круг их социальных контактов другими малообеспеченными детьми. Более того, бедность родителей становится для них стресс-фактором даже после вступления во взрослую жизнь. Потому что размер пенсии отца и матери в бедных семьях крайне мал, и выросшие дети вынуждены поддерживать их материально. Тем самым сокращая долю семейного бюджета, которую могли бы потратить на содержание собственного потомства.
Пособия, это, безусловно, позитивная мера: они позволяют поддержать бедных материально и в то же время стимулируют рост платежеспособного спроса. Однако решить проблему системно они не помогут. Бедняку нужно дать удочку, а не рыбу. Нельзя забывать и о том, сколь специфически у нас определяется потребность в оказании человеку материальной помощи. Если твои доходы хотя бы на 100 рублей превышают прожиточный минимум трудоспособного гражданина (или целых 12 392 рублей), то, с точки зрения государства, бедным ты уже не являешься. Реальное число бедных домохозяйств куда больше официальных показателей.
Реально изменить ситуацию можно лишь за счет структурной перестройки экономики. Действующая модель, основанная на экспорте за рубеж сырьевой продукции низких переделов, в принципе не способна обеспечить высокое благосостояние широких масс в долгосрочной перспективе. Более того, специфика ее работы прямо противоположна интересам населения, поскольку обесценивание рубля приносит нефтегазовым и иным корпорациям существенные выгоды (ведь расчеты за поставленные за рубеж ресурсы осуществляются в подорожавшей валюте).
Материал полностью на: https://svpressa.ru/politic/article/286029/
Печать