Дмитрий Солонников – о перспективах России на международной арене.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко до конца февраля планирует посетить Россию, чтобы встретиться с российским коллегой Владимиром Путиным. По сообщения СМИ, переговоры лидеры двух стран проведут в Сочи. Собственно, там же, где они последний раз встречались очно в сентябре прошлого года — в президентской резиденции Бочаров Ручей. Что касается сроков, то называют предположительно 22 или 25 февраля. Как пишет Ъ, Лукашенко едет за деньгами. А именно, чтобы обсудить доступ Минска к остатку средств, выделенных Москвой еще в 2011 году на строительство Белорусской АЭС.
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников отметил, что проблема России во взаимоотношениях с бывшими союзными республиками в том, что она не может предложить им позитивный сценарий будущего.Это касается не только Белоруссии или касалось той же Украины. У России нет позитивного образа будущего, позитивного сценария ни для своего народа, ни для всех остальных.
Мы часто говорим об интеграции, но интеграции, куда? Что мы дальше будем делать, какое общество совместно будем строить… Как это общество будет выглядеть… Куда мы идем? Это не транслируется ни на граждан России, ни на народы всех сопредельных государств — Казахстана, Армении, Украины, Белоруссии, Молдавии и т. д.
В чем наша суперзадача, никто не сказал. А идеология кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно», совершенно не играет, не воспринимается в информационном пространстве
Деньги, которые Россия дает, это чаще всего бизнес-проекты. Кредит на нефтеперерабатывающие заводы, на совместный проект по транспортировке нефти.
У России нет никакой стратегии по работе с населением, ни институтов, которые бы этим занимались, ни соответствующих программ, ни каких-то механизмов.
То, что делают другие страны — Западная Европа, США. Во многом, Китай с институтами Конфуция, с внедрением позитивного образа КНР, как мирового лидера. Даже Турция — для Северокавказских республик, Южного Кавказа и Средней Азии.
Там есть образ — куда они предлагают идти вместе. И что вместе дальше делать.
Россия что предлагает вместе делать?
С одной стороны, мы не хотим возрождения Советского Союза. А что хотим? Мы говорим о сотрудничестве, но что подразумеваем под этим — общий рынок, общую валюту, снятие границ? — не говорим.
Такая половинчатая позиция приводит к тому, что Россия проигрывает международную конкуренцию.
С точки зрения ЕС, все понятно: давайте интегрироваться в Евросоюз, принимать европейские ценности, будете ездить по Европе, жить как в Париже.
Все это уже мы слышали на Майдане. Понятно, что этого ничего не будет, но это образ, который транслируется.
Неважно, что получилось в результате. Что уровень жизни на Украине упал, и то, что было возможно при Януковиче, теперь невозможно даже представить себе. Зарплаты стали меньше, «коммуналка» — больше, уровень реальных доходов упал в три раза.
Но люди шли за понятным образом, за «морковкой», условно говоря. Она была ощутима — «вот Европа, вот у нас откроются границы, вот интегрируемся в ЕС, будем жить, как они».
Россия, что предлагает? Куда мы идем? Вот пока мы сами этого не поймём, и пока что-то конкретное не предложим — не только Белоруссии, остальным странам тоже, — мы будем проигрывать.
Материал полностью на: https://svpressa.ru/politic/article/289767/
Печать