Президент Путин на встрече с лидерами парламентских фракций 17 февраля подверг резкой критике приватизационную модель 1990-х годов. По его словам, проводить приватизацию нужно в условиях определенной конъюнктуры, чтобы «за копейки не раздавать то, что стоит миллионы, а может, даже миллиарды». «Приватизация сама по себе, ради приватизации, особенно так, как это делалось, допустим, в 1990-е годы по некоторым направлениям, неприемлема для нас», — заявил президент РФ, добавив, что знает об обеспокоенности КПРФ этим вопросом.
В приватизационных планах государства к 2025 году сократить число компаний с государственным участием в 1,5 раза. Среди прочего, в частные руки планируется передать «РусГидро», «Совкомфлот», «Транснефть», «Ростелеком», «Россети». Возможно ли, что после критики президента, государство не только откажется от распродажи, но и найдет способ вернуть то, что было приватизировано в 1990-х.
Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин уверен, что реприватизация возможна только под жестким давлением внешних обстоятельств.Обращаю внимание, что недавно лидер белорусских оппозиционеров Светлана Тихановская или как ее некоторые называют Тихановская-Гуайдо, вдруг заявила, что приватизация крупных предприятий Белоруссии неприемлема. Это может означать, что белорусское руководство вынуждено уступить требованию российских олигархических структур и пойдет на приватизацию целого ряда флагманов белорусской промышленности. Например, газотранспортной системы.
Независимо от того, слухи это или нет, сама эта коллизия указывает на то, что в феврале, а тем более осенью 2021 года в левую фразеологию готовы играть даже совершенно либеральные политики. Просто, потому что спрос на справедливость зашкаливает. Ее настолько не хватает в жизни, что спрос на нее даже на словах, бьет все рекорды. И каждый политик, популист, деятель искусств, за исключением совсем крайних, вроде Ксении Собчак, начинают играть в эту игру.
Тем более, Путина к этому подталкивает непростая политическая обстановка, маячащие в сентябре выборы в условиях возможного политического кризиса, роста политизации, протестных настроений, где центральной темой становится неравенство. Поэтому речь заходит о несправедливой приватизации. Это родовая травма российской демократии, которая предопределила эволюцию нашей государственности в сторону бодрого авторитаризма и отсутствия перспектив экономического и социального развития.
Реприватизация, думаю, пока малореальна. Путин же говорит, что они теперь будут приватизировать аккуратно, не торопясь, а не как в 1990-е — грубо и бесцеремонно. Верю. Это вполне рационально.
Материал полностью на: https://svpressa.ru/politic/article/290295/?rss=1
Печать