Открытие авиасообщения с Турцией и еще восемью странами с 22 июня стало приятным сюрпризом для туристической отрасли и россиян, которые бросились покупать туры в Анталью и другие курортные регионы. При этом решение нельзя назвать ожидаемым — даже представители турсферы думали, что откроется Турция не раньше августа или сентября. Насколько оправдано в текущей эпидемиологической ситуации, которая все быстрее выходит из-под контроля, вместо того, чтобы ужесточать ограничительные меры, наоборот, открывать границы, чтобы вернувшиеся туристы могли завезти к нам очередные штаммы вируса?
Открытием Турции российские власти убивают сразу двух зайцев, считает политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев.Это продуманное решение, связанное как с усилиями министерства туризма и руководства Турции в целом, которые доказывали, что страна готова принять российских туристов, так и с внутренними причинами. Для нашего центра принятия решений важно, что Турция — популярное направление для миллионов граждан, и отдых там — это рост социального самочувствия, а запрет на этот отдых, напротив, ведет к его снижению. А последнее нецелесообразно в преддверии выборов.
Кроме того, нельзя забывать и о геополитическом аспекте. Сегодня у Москвы не самые простые отношения с Анкарой. Мы видели реакцию руководства России на намерения Турции открыть военную базу в Азербайджане, которому она содействовала и во время последнего карабахского конфликта. При этом нас связывает немало проектов — мы строим в Турции атомную электростанцию «Аккую», у нас есть и газопровод «Турецкий поток», торгово-экономические отношения, покупка российских нефтекомплексов, которая вызывает недовольство США. У нас достаточно сложные и запутанные отношения, но для того, чтобы договариваться лучше, когда взаимозависимость растет, чем, когда она сокращается. С теми же США у нас практически нет торгово-экономических отношений, что отражается на отношениях политических. С Турцией же логика Кремля проста - иногда ее нужно наказывать, если есть за что, а иногда нужно пытаться сделать от нас более зависимой, чтобы спорные вопросы можно было с учетом всего комплекса отношений. Российский туризм в Турцию улучшает наши переговорные позиции.
Поэтому решение вполне понятно. Во-первых, важно не огорчать россиян перед выборами, а, во-вторых, отношения с Турцией во многом будут зависеть от того, какие выгоды и преференции стороны получают друг от друга. Анкаре наши туристы нужны, иначе она бы не прилагала такие усилия, чтобы их вернуть. Угроза в любой момент закрыть выезд россиян — это тоже инструмент давления. Мы прекрасно понимаем, что полноценные союзнические отношения с Турцией у нас не получатся. Это страна НАТО, у нее есть свои интересы на Кавказе, она поддерживает Украину и не признает Крым нашим. Но, с другой стороны, нашему руководству легче иметь дело с Анкарой в силу похожести режимов.
После новостей об открытии военной базы в Азербайджане я написал, что теперь Турцию откроют не скоро. Но уже на следующий день прозвучало заявление Голиковой, и я рад, что ошибся. Я считаю мудрым то, что наше руководство не стало становиться в позу и связывать одно с другим. Напротив, было решено открыть сообщение, предполагая, что и в будущем нужно будет решать массу важных вопросов, и это станет еще одним рычагом давления. Открытием Турции наши власти убивают двух зайцев сразу — и делают подарок россиянам, и укрепляют связь с Анкарой. А пока между нами есть развитые торгово-экономические отношения, серьезной эскалации не будет.
Материал полностью на: https://svpressa.ru/economy/article/301895/
Печать