Фото с сайта:
anapacity.com
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о ситуации на курортах Краснодарского края в условиях ковидных ограничений.Обещанного лоббистами туристической индустрии коллапса на курортном рынке Краснодарского края пока не произошло. Даже несмотря на затопленные пляжи и потопы. Вместе с тем, напуганные массовым недовольством и бизнеса, и туристов кубанские власти были вынуждены смягчить ограничения. Еще бы — после потопов загорать и купаться негде, да еще противоковидные меры. А уж к каким социально-медицинским последствиям это приведет, еще предстоит оценить.
Отельеров напугали тем, что отдать им придется всеКраснодарский край оставался территорией с одной из самых динамик распространения коронавирусной инфекции, что было связано, естественно, с постоянным перемещением больших масс людей из разных регионов и даже стран.
С начала июля на Кубани регистрируется более 200 заболевших и более 20 умерших от ковида каждые сутки. Именно угроза стремительного распространения коронавируса и побудила губернатора Вениамина Кондратьева пойти на крайне непопулярные меры, введя ограничения для туристов.
Ассоциация туроператоров России (АТОР) оценила последствия этих ограничений от 50 до 55 млрд. рублей. Эта сумма складывалась из нескольких. Первая — это прямые потери коллективных мест размещения (гостиниц, пансионатов, санаториев, детских лагерей) от отказа туристов ехать в Краснодарский край. Отказ, в свою очередь, мог быть связан с нежеланием проходить ПЦР-тестирование на коронавирус либо с невозможностью (отсутствие денег или времени, поскольку тест действителен всего 3 суток с момента сдачи). АТОР объяснила это тем, что большинство отдыхающих — это семейные туристы, которые выбирают недорогие отели. Сдача же ПЦР-теста (его стоимость составляет в среднем 1,5−3 тысячи рублей на человека) ляжет серьезным бременем на семейный бюджет. Именно по этой причине долю отмен бронирования АТОР оценила в 80%.
Вторая сумма — это дополнительные расходы коллективных средств размещения на проверку ПЦР-тестов, а также выплату штрафов в случае отсутствия таких тестов у постояльцев.
Впрочем, уже изначально заявленная АТОР сумма потерь казалась просто фантастической. Особенно учитывая, что, по данным Росстата, годовой объем услуг коллективных средств размещения (включая санатории) в Краснодарском крае составлял 80 млрд рублей. Следуя логике АТОР, кубанские гостиницы должны были потерять практически всю свою выручку. Однако ничего подобного не произошло.
У страха глаза велики: клюнули даже чиновникиВласти Краснодарского края долго не реагировали на стенания бизнесменов, никак не комментируя апокалиптические заявления АТОР. Вместе с тем, кубанская администрация все же решилась в последний момент смягчить ограничения.
Во-первых, в гостиницы и санатории с 1 августа будет разрешено пускать не только привитых от коронавируса, но и переболевших. Для этого нужно предоставить официально заверенную в лечебном учреждении справку.
Второе послабление — в том, что отрицательный ПЦР-тест теперь не нужно представлять детям младше 6 лет при семейном размещении в отелях и пансионатах. Ранее было объявлено, что ПЦР-тест потребуют ото всех постояльцев, вне зависимости от возраста. Естественно, наиболее проблематичным это сделало бы заселение в детские лагеря в Краснодарском крае.
С требованием отказаться от обязательного тестирования детей к губернатору Вениамину Кондратьеву обратилась руководитель АТОР Майя Ломидзе. Вероятнее всего, ее требование все же возымело силу.
«Золотые» тесты, и кто на них обогатилсяВполне логичной кажется позиция Краснодарского края по поводу того, что на курорты смогут приехать только вакцинированные. А вот требование ПЦР-тестов — это не более чем многомиллиардный куш, отданный на растерзание владельцам частных лабораторий.
При крайне невысокой точности тестирования многие медцентры делают на ПЦР-тестах прекрасный бизнес, фактически, не неся никакой ответственности за результаты. Дескать, мало ли, когда человек заразу подцепил…
Ситуация с повальным тестированием стала настолько возмутительной, что оправдываться по этому поводу пришлось даже пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. Федеральная антимонопольная служба объявила, что намерена проверить обоснованность роста цен на ПЦР-тесты и на тесты на антитела к коронавирусу. Правда, даже объявления дело не пошло: проверил ли ФАС взвинтившие цены клиники, до сих пор неизвестно. А если и проверила — то где наказания виновных?!
Между тем, в условиях ажиотажного спроса клиники продолжают бессовестно увеличивать цены. Причем доплатить придется за любую дополнительную услугу: начиная от самого взятия мазка и заканчивая распечаткой на английском языке с официальным QR-кодом.
Борьбу со спекулянтами неожиданно возглавило то ведомство, от которого меньше всего этого ждали, — Роспотребнадзор. Именно оно с 7 июля отменило обязательное ПЦР-тестирование во второй раз по возвращении из-за рубежа. Иными словами, сдавать тест придется лишь один раз. Да и премьер Мишустин, потребовал разобраться с ценами на тесты.
Правда, прежняя норма действовала 3 месяца, и за это время от желающих улететь за рубеж в частных лабораториях и медцентрах отбоя не было. Даже если сейчас Роспотребнадзор лишил медиков возможности дополнительного заработка, то вряд ли кто упустит возможность зарабатывать на туристах другими способами.
Ранее опубликовано: https://svpressa.ru/travel/article/303596/
Печать