В Евросоюзе назвали неприемлемым решение России по Deutsche Welle. По требованию российских властей Deutsche Welle 8 февраля закрыла свой офис в Москве. МИД России принял решение о закрытии DW в ответ на запрет вещания RT в Германии.
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников прокомментировал для «Журналистской правды», почему ЕС не отреагировал подобным образом на закрытие российского СМИ в Германии и должна ли Россия согласовывать свою информационную политику с другими странами.Если бы все страны в мире проводили свою информационную политику в рамках неких общих согласованных договоренностей, было бы правильно. В этом отношении Россия заявляла, что хотела бы договориться с Германией о взаимном понимании: кто, как и где может вещать.
Дальше вопрос к региональному законодательству ФРГ, которое сформировано таким образом, что часть российских СМИ не могут получить лицензию на вещание. Они считают, что СМИ, которое принадлежит другому иностранному государству, лицензию не получает. Такой подход трактуют немцы. Соответственно с нашей стороны есть другой взгляд. Россия утверждает, что RT – это некоммерческая организация и напрямую государству не принадлежит. В то же время, целый ряд СМИ в Европе (и DW, и BBC) получает государственное финансирование в той или иной форме.
Тогда давайте садиться и договариваться: какое СМИ мы считаем государственным, а какое коммерческим, как оцениваем финансирование со стороны государства. Это комплексный подход для решения вопросов. А потом в каждой стране местное законодательство будет скорректировано в рамках договоренностей.
Сейчас ситуация выглядит таким образом: в Германии есть свои правила, кого лицензировать, а кого нет. RT под эти правила не попадает, ему лицензию не выдают. В России нет отдельного закона, который бы запрещал вещание таких СМИ, как DW. Немцы считают, что поступили по закону, а Россия ведет себя волюнтаристским образом – взяла и запретила. Пусть Россия сформирует соответствующее законодательство, назовет DW иноагентом и не будет проблем. У России прагматичный подход: вы запрещаете наши государственные СМИ, мы запрещаем ваши. В Европе нам говорят, что сначала нужно создать законодательство, под которое попадет DW, тогда будет законное обстоятельство его запрещать. Вокруг этого идет спор.
Договориться, наверное, можно. Это значит, что Германии нужно менять свое законодательство или нашей стране изменять структуру RT. Но мы понимаем, что если в Европе приняли решение следовать в стопроцентном соответствии с законом, то будет возможность перекрыть вещание целому ряду российских СМИ. Конечно, если бы ничего страшного для немецкого медиарынка RT не представлял, то никто бы его не закрыл. Но подоплека в том, что им не нравится именно информационная политика. А дальше для этого используются соответствующие законы.
Ранее опубликовано на: https://bazaistoria.ru/blog/43575254245/Dmitriy-Solonnikov-Esli-byi-nichego-strashnogo-dlya-nemetskogo-m
Печать