Политолог, эксперт Центра ПРИСП Андрей Черваков – о недавнем решении ЕСПЧ по иску российских однополых пар и возможном развитии событий.Представьте, будто что ни день – тот или иной ваш приятель, коллега, сосед оказывается геем или лесбиянкой. Каминг ауты (от англ. сoming out – выход вовне, понимаемый часто как добровольное признание на публике своей нетрадиционной сексуальной ориентации) – сыплются один за другим. Именно так, судя по всему, видит развитие ситуации в России Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) – после того, как у нас будут законодательно закреплены однополые браки. В своем недавнем решении по иску трех однополых пар он признал РФ нарушающей права людей нетрадиционной ориентации, стремящих к брачным узам и составляющим «значительную часть населения».
Такое решение уже получило жесткую отповедь со стороны наших лидеров – политических, общественных и религиозных деятелей. Лучше всех на по теме
высказался председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он категорично заявил, что РФ подобное решение ЕСПЧ выполнять не будет, руководствуясь статьей 79 нашей Конституции. В соответствии с ней решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции России, не подлежат исполнению в нашей стране. А в основном законе брак определяется как «союз мужчины и женщины». «Зачем вы раз за разом пытаетесь навязать нам чуждые ценности? У каждой нации есть свой культурный код, свои традиции, свой менталитет. Не считаться с этим нельзя. Это ваш выбор. Но не наш!», – заявил спикер нижней палаты российского парламента в своем Telegram-канале.
Подавляющее большинство населения, полагаю, с подобным ответом страсбургским судьям вполне согласно, но для Европы все это не аргумент. Наши политики говорят о том, что мы хотим сохранять наши традиционные ценности, укреплять семью. А европейцы недоумевают – защита сексуальных меньшинств для них и является традиционной, фундаментальной ценностью, принадлежность к оным – предмет гордости. Скоро под каминг аутом там вообще будет пониматься публичное признание своей гетеросексуальной, а не гомосексуальной ориентации.
Наши лидеры указывают на противоречие решения ЕСПЧ духу и букве конституционной нормы о защите института брака. Но мало кто заметил, что страсбургские судьи в том скандальном решении любезно подсказали нашим властям, как обеспечить государственную регистрацию гомосексуальных пар без нарушения основного закона страны: Россия вправе «с учетом своего социального и культурного контекста выбрать приемлемую форму узаконивания отношений гомосексуалов (гражданское партнерство, гражданский союз, акт гражданской солидарности)», не называя это браком в целях соблюдения национального законодательства.
Но давайте допустим, что мы вдруг по какой-то причине соглашаемся с европейцами. Из соображений нормализации отношений с Евросоюзом или для успешного завершения проекта «Северный поток – 2», как и герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию», говорим: да пусть забирают эту гейскую волость на здоровье.
В свете такого решения российским властям необходимо будет ответственно подойти к обеспечению безопасности своих граждан с нетрадиционной ориентацией. Вспомним нападение на участников ЛГБТ-пикета в Воронеже, которые пытались выразить свое несогласие с законодательным запретом пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Сторонников такого закона, пришедших на Никитинскую площадь, к месту пикетирования, оказалось куда больше. Собравшиеся размахивали плакатами, жестко осуждающими ЛГБТ, причем самой приличной была надпись: «Воронеж не Содом!». Потом «радужные» активисты подверглись побоям. Благо, вмешалась полиция и все уцелели.
И для защиты однополых пар от посягательств агрессивных гетеросексуалов, а также для поддержания общественного порядка — придется ввести целый ряд мер.
Во-первых, запретить помпезные церемонии бракосочетания людей нетрадиционной ориентации, которые, как и гей-парады, будут представлять повышенную опасность, прежде всего — для самих брачующихся. А это нарушение права на свободу собраний, закрепленного в Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ).
Во-вторых, потребуется ограничить оформивших отношения гомосексуалов в праве занимать должности чиновников, судей, избираться депутатами, служить в армии, полиции, ибо нельзя допускать штурма публичных учреждений возмущенной толпой. А это будет чистой воды дискриминацией, запрещенной ЕКПЧ.
В-третьих, «узаконенным» ЛГБТ-парам придется запретить посещать определенные места, где наблюдается повышенное скопление воинствующих поборников традиционных ценностей (например, микрорайона Машмет). И это не может быть истолковано иначе как нарушение права на свободу передвижения вопреки номам упомянутой Конвенции.
Тем самым даже в случае узаконивания «радужных» отношений по всем нормам Гражданского Кодекса поблажек от Страсбурга нам не видать. Ибо где найти ту «значительную часть населения», которая только и ждет законодательной отмашки, чтобы совершить каминг аут?
На самом деле проблема признания гомосексуальных браков для России является во многом надуманной. Однополые пары здесь не очень-то стремятся открывать свои отношения, не говоря уж о походе в ЗАГС. Куда более серьезной проблемой становится появление в кругу наших приятелей, коллег, соседей латентных геев, т. е. не воспринимающих себя таковыми на сознательном уровне. Особенно если они занимают высокое положение в обществе. По мне, так лучше уж каминг аут…
Ранее опубликовано на: https://obozvrn.ru/archives/184758
Печать