Политолог, публицист Александр Механик продолжает освещение проблем задач, стоящих перед отраслью отечественной микроэлектроники.Компания «Байкал Электроникс» выиграла конкурсы Минпромторга на разработку двух новых процессоров. За 9,4 млрд рублей компания рассчитывает выпустить к 2023 году чип для планшетов и ноутбуков, а к 2025 году — для облачных вычислений в дата-центрах.
В определенном смысле это неожиданная новость. В
предыдущей статье мы отмечали, что в конце 2020 года правительство отменило проведение конкурса на выполнение нескольких ОКР по разработке процессоров как не обеспеченных спросом, что поставило несколько ведущих российских дизайн-центров, рассчитывавших на этот заказ, в довольно сложное положение. А спрос этот должен был быть подтвержден в рамках так называемых сквозных проектов, которые стали формироваться при содействии Минпрома и Минцифры. И в дальнейшем финансирование новых НИОКР на разработку элементной базы должно было осуществляться в рамках именно таких проектов. Но их формирование оказалось не таким простым делом, как, возможно, задумывали организаторы этой реформы электронной отрасли.
И в августе Минпромторг объявил отбор российских организаций на право получения из федерального бюджета субсидий на финансовое обеспечение части затрат на создание электронной компонентной базы (ЭКБ) и модулей, не увязывая эти субсидии с наличием сквозных проектов. А в конце сентября подвел итоги этого отбора, согласно которым право на государственные субсидии получили проекты по разработке ЭКБ 33 организаций, прошедшие научно-техническую оценку.
Как пояснил исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский, «сквозные проекты задумывались как способ выделить наиболее значимые проекты относительно всех остальных. Предоставить им в первую очередь инвестиционную поддержку. Остальным проектам — по остаточному принципу». Но поскольку согласовать сквозные проекты пока не получается, правительство решило продолжить раздельное субсидирование инвестиционных расходов на разработку микросхем, возложив при этом на разработчиков обязательства по минимальному объему продаж разработанных микросхем, который должен составить как минимум 50% от размера субсидии. То есть, как отметил Иван Покровский, «государство поддерживает не сквозной проект, а только один его этап. Но при этом риски по реализации остальных этапов ложатся на разработчиков элементной базы, которые будут вынуждены выстраивать всю эту цепочку, чтобы выполнить обязательства по поставке процессоров, а государство на себя обязательств по этому поводу никаких не берет».
Именно в рамках этого подхода два проекта компании «Байкал Электроникс» и получат от Минпромторга поддержку, о который мы сказали выше.
Как рассказал нам генеральный директор компании «Байкал Электроникс» Андрей Евдокимов, «первый проект — это разработка отечественного процессора Baikal-L для ноутбуков и планшетов. Процессор будет базироваться на четырех новейших ядрах Cortex A710 и иметь на борту всю необходимую современную периферию.
Техническое задание на продукт разрабатывалась по результатам обсуждения с ведущими российскими разработчиками оборудования и при их участии. Уже проработаны концепты устройств, включая набор вторичных микросхем и периферии. С разработчиками ПО мы также находимся в тесном контакте.
Второй проект — это разработка российского процессора для облачных вычислений, конкурентоспособного на мировом уровне: Baikal-S2. Субсидия на него составляет 5,64 миллиарда рублей.
Этот процессор будет состоять из четырех чиплетов, изготовленных по топологии 6 нм, размещенных на едином интерпозере (кремниевый интерпозер — это заменитель многослойной печатной платы, сделанный из кремниевого кристалла и содержащий несколько слоев металлизации и TSV для связи чипов наверху и корпуса. Использование кремния позволяет получить существенно меньшие размеры элементов (единицы микрон), чем печатная плата, но при этом проектные нормы могут быть достаточно грубыми для того, чтобы этот соединительный чип имел высокий выход годных и доступную цену.. В качестве вычислителей будут использованы самые современные серверные ядра ARM Neoverse N2. Безопасность обоих процессоров будет обеспечена системой доверенной загрузки и менеджмента, построенной на российском ядре на архитектуре RISC-V»).
А совладелец компании Илья Сивцев пояснил: «В рамках первого проекта мы планируем получить инженерные образцы нового процессора в 2023 году. Стоимость чипа будет ниже аналогичного чипа Intel, целевая цена — в районе ста долларов. На его базе будут созданы высокопроизводительные ноутбуки корпоративного класса и для повседневного использования, сравнимые по характеристикам с иностранными аналогами и по конкурентной цене. Учитывая размер рынка таких устройств в России, мы рассчитываем с 2025 года выйти на объемы производства таких процессоров до 300 тысяч штук в год.
В рамках второго проекта будет разработан суперчип Baikal-S2, который по своим характеристикам сопоставим только с двумя зарубежными процессорами. Один из них, Amazon Graviton 2, не поставляется в рынок (только для AWS), а второй, AMD EPYC 7763 (Milan), еще только разрабатывается и будет выпущен в следующем году. Это амбициозный проект уровня самых передовых мировых технологий, при этом конкурентоспособный, его рыночная стоимость будет не выше, чем у иностранных аналогов.
Мы планируем завершить разработку и получить инженерные образцы в 2025 году. Уже сейчас в этом чипе проявили заинтересованность крупнейшие российские IT-компании. В рамках проекта мы ведем с ними сотрудничество в части разработки оборудования на базе нового процессора, доработки ПО под него и дальнейшего применения решений в их инфраструктуре. Вот почему мы заинтересованы в том, чтобы продукты поступили в рынок как можно быстрее. А учитывая размер этого рынка в России, мы рассчитываем с 2026 года выйти на объемы производства процессоров Baikal-S2 до 30 тысяч штук в год».
Ранее опубликовано на: https://stimul.online/articles/sreda/novyy-povorot-v-elektronnoy-politike/
Печать