Артем Кирпиченок разбирается в подоплеке политических событий в Израиле.
Лидер центристского блока "Кахоль-Лаван" Бени Ганц был избран на пост спикера Кнессета (парламента Израиля) 23-го созыва. За кандидатуру Ганца проголосовали 74 из 120 депутатов однопалатного парламента, 18 высказались против. 25 марта с поста председателя Кнессета подал в отставку Юлий Эдельштейн, представляющий партию "Ликуд" исполняющего обязанности премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Это произошло после того, как 23 марта Высший суд справедливости Израиля постановил, что новый спикер должен быть избран не позднее 25 марта.
Публицист, историк Артем Кирпиченок разбирается в подоплеке политических событий в Израиле.
На фоне информации о всемирной пандемии, мировые СМИ практически проигнорировали важные новости из Израиля.
В четверг, 26 марта, лидер израильской оппозиции Бенни Ганц принял решение войти в состав правительства своего соперника и действующего премьер-министра страны Биньямина Нетаньяху. Возглавляемый им политический блок «Кахоль-лаван» немедленно раскололся. Партия «Хосен ле-Ишраэль» Бенни Ганца вошла в правительство. Партии «Йеш Атид» под руководством Яира Лапида и «Телем» Моше Яалона остались в оппозиции.
По договоренности с Биньямином Нетаньяху Ганц и его сподвижники получат в новом кабинете ряд важных портфелей, в том числе министра иностранных дел и министра юстиции. Сам же Ганц станет министром обороны, а также между Нетаньяху и Бенни Ганцем будет проходить ротация на посту премьер-министра.
Демарш Ганца вызвал настоящий шок среди его сторонников и противников действующего премьер-министра. Как пишет газета «Джерузалем пост», депутат кнессета Мерав Михаэли задала Ганцу и его сподвижнику Габи Ашкенази вопрос - почему они "заставили всю страну пройти через весь этот бардак, когда они могли бы быть министрами Нетаньяху все это время." Лично Бенни Ганцу Михаэли заявила, что «вы хотели быть Ицхаком Рабином, но в итоге оказались похожим на другого бывшего начальника штаба ЦАХАЛа Шауля Мофаза, милого человека, на карикатуру на политика, который уступил Нетаньяху и чья карьера вскоре закончилась".
В громких словах Михаэли мы видим частичный ответ на причину катастрофы «Кахоль-лаван». Ганц был выдвинут лидером блока как «новый Рабин», представитель старой израильской аристократии, боевой генерал, символ, способный объединить разношерстных противников Нетаньяху. На практике, с самого начала предвыборной гонки Бенни Ганц показал себя крайне слабым политиком, постоянно проигрывая своему искушенному оппоненту.
Быстрый крах оппозиционной коалиции стал так же следствием того, что ее объединяла не принципиальная позиция, а неприязнь старых израильских элит к Биньямину Нетаньяху и стоящих за ним новых сил, которых либеральный обозреватель Алла Шаинская деликатно назвала «местечковым афро-штеттелским еврейством». Касательно аспектов внутренней и внешней политики страны и у «ашкеназской аристократии», и у обитателей «африканского штеттла» в целом наблюдается трогательное единство.
Возможно, демарш Ганца был связан со стремительной ухудшающемся положением в стране. По его словам, «сейчас не время для междоусобиц и поливания грязью. Сейчас не время для споров и разногласий. Это время ответственного, целеустремленного, патриотического руководства».
Последствия эпидемии коронавируса и долгосрочных негативных тенденций в израильской экономике могут поставить Израиль на грань катастрофы. Правительство обсуждает возможность введение принудительных займов и печати нескольких сот миллионов шекелей для покрытия расходов. В этой ситуация часть верхушки склонна к консолидации перед лицом коллапса.
И здесь Бенни Ганц будет очень удобен для Биньямина Нетаньяху. Слабый политик может стать для него прекрасным аналогом Дмитрия Медведева — «крайним» для разъяренных нищетой и безработицей масс.
Еще одним важнейшим результатом самоликвидации «Кахоль-Лаван» стал очередной рост влияние «Решима Мешутефет», «Объединенного списка», антисионистского блока арабских партий и компартии, ставшей по сути дела единственной крупной оппозиционной силой.
Печать