Председатель комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП
Андрей Максимов – о том, что различия в статистике смертности
от коронавируса по странам могут вызываться только тем, как считают, то есть методикой подсчета.
Простите за цинизм, но скажу про процент смертности. Мы помним, что ещё пару недель назад все говорили, что смертность от COVID-19 составляет около 3.5%. Сегодня подобные цифры почти не фигурируют. Потому что этот процент по странам "разъехался" слишком далеко. Из охваченных пандемией выявилось 2 группы стран. В самой большой группе не только заражение, но и летальность растёт по экспоненте, ужасает и завораживает. Испания - 9,3%, Британия - 9.4%, Франция - 10,1%, Италия - 12,3%. Во второй группе стран летальность низкая, все смотрят на них и ищут в них "живительный эликсир" для борьбы с коронавирусом. Южная Корея - 1,7%, Канада - 1,6%, Австрия - 1,5%, Германия - 1,2%, Россия - 0.84%, Израиль - 0,54%. Наконец, ещё в одну группу стран (теперь относительно немногочисленную - не считая мест, где цифры маленькие и не репрезентативные) входят страны, где (по состоянию на 3 апреля) "ни два ни полтора" - Китай - 4%, Иран - 6,2%, Турция - 2%, США - 2,7%.
Весь мир гадает, в чем тут секреты успеха и поражения здоровья. Говорят: "Вот как качество медицины отличается!", "У них большой процент пожилых!", "Пропускная способность медицины обеспечивает /уже не обеспечивает борьбу с болезнью". Свежо предание, да не бывает таких разбегов в качестве медицины, доле стариков или числе ИВЛ в современных довольно развитых странах...
Последняя модная версия - прививка БЦЖ - тоже не выдерживает критики. Не буду утомлять сравнением, где и как её делают. И о том, что она бесполезна - тоже не скажу. Скажу лишь, что в Германии она не общеобязательна с 1998 года, а во Франции в 2005 году её делали всем детям старше года (см. хотя бы Википедию).
Попытался разобраться. Хоть на большое исследование не потянул, но поспрашивал знакомых в разных странах, изучил инфопоток и применил логику. Итак, сегодня есть 2 модели:
1) смертность от ковида считается только по тем, кто умер от прямых осложнений вируса (прежде всего, пневмонии). То есть, скажем, умершие от онкологии или ишемии, у которых был положительный тест, записываются как умершие от онкологии или ишемии, (условно "корейская" система),
2) итальянский принцип: смертность от коронавируса считается по всем, кто умер при наличии положительного теста на COVID-19. То есть, скажем, умершие от онкологии или ишемии, у которых был положительный тест, записываются как умершие от ковида, т. к. вирус ускорил течение болезни и привёл к преждевременной смерти? В этом, кстати, тоже есть своя логика: даже на терминальной стадии рака люди без ковида могли бы пожить на неделю-месяц-два больше, а инфаркт мог не закончиться смертью, если бы иммунная система не отвлеклась на вирус.
Конечно, эти модели дают разный уровень летальности в разных странах (не только из-за методики медстатистики, но и из-за разного уровня смертности при них). И конечно, нужно все это оценивать с большой коррекцией на охват тестированием, который сильно прыгает по странам. Нет тестов - нет и смертности от ковида, как в КНДР, Туркменистане или Малави.
В США, очевидно, методика учёта причин смерти, как минимум, различается по штатам. Какая она в Иране понять не удалось. Но и в России пока с этим не слишком ясно. Мы помним, что первую умершую зараженую коронавирусом сначала признали погибшей от него, потом переквалифицировали на "тромб". В период от введения изоляции до 2 апреля во всех сообщениях Москвы об умерших звучало: "имели положительный тест на коронавирус и сопутствующие хронические заболевания" (без упоминания, отчего умерли). Вечером 2 апреля появилась новая формула: "все они имели пневмонию и сопутствующие заболевания". Вот так...
Мораль сей басни проста. Нужно фильтровать" базар" информационных сообщений и медицинской статистики. И мыслить не медийными манипуляциями, а пытаться разобраться в ситуации. Без паники, но и без нигилизма.
Здесь так многомерны слова из классика: " истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти". В реальности мы можем пока сказать, что летальность от COVID-19 явно выше гриппа, но смерть от него пока только в последние дни стала чуть-чуть более вероятна на планете, чем от туберкулёза, СПИДа или гепатита B, с которыми мы вместе (и сложно!) живём десятки и сотни лет.
И будьте здоровы!
Печать