Политолог, эксперт Центра ПРИСП
Николай Пономарев – о том, что наметившийся экономический кризис, вероятнее всего, будет способствовать
росту протестных настроений.
Аналитический проект «Сберданные» опубликовал очередной отчет о динамике потребительской активности россиян. Как показало исследование, в период с 30 марта по 5 апреля расходы россиян на товары и услуги сократились на 22,9% по сравнению с предшествующей (первой нерабочей) неделей. По сравнению с сопоставимой неделей 2019 года величина в целом показателя упала на 23,3%. В случае сохранения расходов на текущем уровне до конца апреля аналитики
Сбербанка прогнозируют сокращение ВВП России на 0,9%. В денежном выражении размер потенциального ущерба для экономики может составить порядка 900–950 млрд. рублей.
Было – стало: «расстрельный список» отраслей
Объем розничного товарооборота относительно аналогичного периода прошлого года потерял 11,3%, а без учета категории «Продуктовые магазины» – 37,3%.
В категориях «Ювелирные изделия», «Турагентства», «Салоны красоты/Массаж/ SPA», «Одежда, обувь и аксессуары», «Авиабилеты» и «Образование» расходы физических лиц в реальном выражении упали более чем на 90% по сравнению с сопоставимой неделей 2019 года. В сегментах «Парковки и гаражи», «Отели», «Развлечения», «Мебель и предметы интерьера», «Товары для красоты и здоровья» было отмечено сокращение на уровне свыше 80%.
Более чем на 70% снизились расходы потребителей на канцтовары, локальный транспорт, цветы и подарки, кафе, бары и рестораны, такси, книги и музыку. Затраты на автозапчасти, медицинские и ремонтные услуги, хобби и увлечения сократились более чем на 60%. Ощутимо пострадали продавцы бытовой техники (-58,2%), компьютеров и программного обеспечения (-37,1%), товаров для строительства и ремонта (-33,6%). Расходы на аренду автотранспорта «ужались» на 42,6%, на ассортимент универсальных магазинов – на 32,5%, на топливо и услуги автосервисов – на 31%.
Рост спроса наблюдается лишь в таких сегментах, как «Продуктовые магазины» (+9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), «Лекарства и медицинские товары» (+15,5%) и «Винные магазины» (+31,0%). Последнее косвенно указывает на рост депрессивных настроений и ухудшение социального самочувствия. Впрочем, также на увеличение расходов на спиртное влияет и сокращение числа доступных форм досуга.
Размер безналичных расходов сократился на 58,8% по сравнению с сопоставимой неделей 2019 года. Помимо прочего, это может быть связано с нежеланием использовать карты рассрочки в условиях вероятного сокращения расходов либо утраты их источника.
Фиксируемое падение спроса подтверждает высокие риски массового банкротства предприятий, прекративших свою работу в связи с проведением противоэпидемических мер (даже при условии полноценной реализации программ поддержки бизнеса со стороны государства). Также очевидно, что кризис серьезно затронет не только сферу услуг, но и многие промышленные производств, прямо или косвенно, через снижение платежеспособного спроса на рынке (в том числе – со стороны предприятий). Падение объема безналичных расходов указывает на дополнительные стресс-факторы для банковского сектора, помимо возможного волнообразного роста неплатежей. В целом поведение потребителей указывает на то, что даже в случае относительно скорой отмены противоэпидемических ограничений не стоит ожидать быстрого восстановления спроса.
Новая политическая реальность: вызовы и рискиНаметившийся экономический кризис, вероятнее всего, будет способствовать росту протестных настроений. Оппозиция может рассчитывать на существенный приток сторонников за счет бывших представителей среднего класса. Канализация их негативной энергии в безопасное русло будет лишь одной из стратегических задач для действующей власти. Одновременно возникнет вопрос об обновлении системы взаимоотношений с лоялистским электоратом. Длительное время высокий уровень поддержки власти обеспечивался за счет предсказуемости и стабильности социально-экономической ситуации, которые она гарантировала гражданам. В условиях новой экономической реальности часть лоялистов, вероятно, перестанет рассматривать сохранение сложившейся системы межэлитных отношений как залог достойного существования граждан.
Как это ни парадоксально, но успешная борьба с эпидемией в данном случае также может сыграть против действующей власти. В случае отсутствия существенного количества жертв оппозиция легко может объявить предпринятые государством шаги избыточными и чрезмерными. И существенная часть пострадавших от противоэпидемических мер наверняка продемонстрирует восприимчивость к популистской риторике. При этом большую роль сыграют впечатления граждан от программ помощи гражданам, реализуемых властями прочих развитых стран, а также опыт Швеции и Белоруссии (отказавшихся от практики повсеместной самоизоляции и массовой остановки работы предприятий).
Печать