Антон Тимченко – о партиях и новой нормальности.
Пандемия коронавируса не могла не сказаться на пространстве российской публичной политики, в том числе и применительно к деятельности политических партий, которым приходится приспосабливаться к новым условиям ограничения или прямого запрета собраний, встреч, конференций и съездов. Несмотря на активное использование партиями интернет-пространства, проведение онлайн-съездов пока что не стало обычной практикой, более того, федеральное законодательство до сих пор не предусматривает ни дистанционного участия делегатов в работе съезда, ни заочного голосования по вопросам повестки дня, а также не прописывает работу в новых условиях уполномоченных органов, которые обязаны проверить соблюдение требований, предъявляемых к партийному съезду.
По мнению политконсультанта, партнера Консалтингового бюро Т&М, эксперта Центра ПРИСП Антона Тимченко, уже сейчас политико-административные процедуры уверенно обретают онлайн-формат, однако от всеобщего фестиваля прогрессивности пока что отстают политические партии.О том, что пандемия изменила мир, и он уже никогда не будет прежним, не высказался только ленивый. Генри Киссинджер, Юваль Харари, Ричар Хаас, Томас Пикетти и целая армия менее заметных прогнозистов. Распахнув дверь в реальность после вируса, мы встретим там новые практики бизнеса, иное ощущение пространства и времени, повышенную чувствительность к личной свободе (передвижения, как минимум) и много чего ещё. Конечно же, новыми красками заиграет и публичное управление, что заметно уже сейчас.
Президент проводит совещание с губернаторами в формате видеоконференции, его примеру следуют и нижестоящие звенья властной вертикали.
Избирательная система уже предоставляет возможность голосовать на цифровых участках и применять электронное голосование (что, кстати, теоретически позволяет не замораживать электоральный процесс даже в условиях эпидемии).
Значительный пласт государственных и муниципальных сервисов доступен дистанционно, через Интернет.
Даже для управления транспортными и людскими потоками применяются цифровые сервисы (электронные пропуска, QR-коды, вот это вот всё).
Иными словами, политико-административные процедуры уверенно обретают онлайн-формат уже сейчас. Правда, от этого фестиваля прогрессивности немного отстают политические партии.
Конечно, политические партии активно освоили Интернет-пространство: пропагандируют, агитируют, принимают новых членов и сторонников, собирают пожертвования. Самые продвинутые даже организуют онлайн-праймериз. Однако проведение съезда или конференции в формате ВКС, хоть и обсуждается давно, так и не стало обычной практикой.
С одной стороны, Федеральный закон «О политических партиях» прямо не говорит о форме проведения съезда. Принимать участие в работе съезда политической партии теоретически можно как реально, так и виртуально, в режиме видеоконференции. Голосовать открыто и тайно тоже можно и так, и эдак: отличный пример соблюдение принципа тайны – дистанционное голосование на выборах. Гражданский кодекс РФ позволяет проводить заочное голосование с использованием технических средств (абз. второй п. 1 ст. 181.2).
С другой стороны, конечно, возникает вопрос обеспечения присутствия на таком съезде представителей уполномоченных органов, но их-то тоже можно включить в число участников видеоконференции с ограниченными правами: только смотреть и слушать.
Однако это лишь субъективная интерпретация закона, а в действительности он прямо не предусматривает ни дистанционного участия делегатов в работе съезда, ни заочного голосования по вопросам повестки дня. И как уполномоченный орган проверит соблюдение требований, предъявляемых к съезду (кворум и соблюдение тайны голосования)?
На прошлой неделе Борис Титов направил в Минюст России обращение с просьбой провести съезд «Партии роста» в онлайн-режиме. Пока ответа нет, но если верить СМИ, ведомство обращает внимание на то, что «партии обязаны соблюдать устав, а в действующей редакции устава «Партии роста» отсутствуют положения о «дистанционном съезде». Ну да, добавим мы, а чтобы изменить устав, необходимо провести съезд – круг замкнулся, змея съела хвост.
Непонятно пока, займёт ли Минюст ожидаемую позицию «где карту открывали, туда и идите» или же, учитывая деликатность момента, расширительно-демократично отинтерпретирует закон. Ведь проведение дистанционных партийных процедур, наряду с электронным голосованием – два механизма, позволяющие избежать электорального паралича, даже если борьба с коронавирусом затянется.
Печать