Владимир Перевозчиков – о незаметности партийной повестки в обстановке пандемии.
Значение деятельности российских политических партий может быть решительным образом пересмотрено в результате их серьезных имиджевых потерь в обстановке пандемии коронавируса. В текущих сложных условиях партийная повестка практически сошла на нет, что свидетельствует о слабости российской партийной системы в целом и ее неготовности реагировать на тройную угрозу политического, экономического и эпидемиологического кризиса.
Отсутствие партий в повседневной повестке борьбы с коронавирусом в дальнейшем аукнется всей партийной системе утратой политического веса, предупреждает политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП
Владимир Перевозчиков.
В обстановке пандемии любые действия политических партий малозаметны на федеральном уровне: вся повестка занята либо президентом, либо правительством, либо региональными сюжетами успеха/неуспеха борьбы с коронавирусом. В обстановке пандемии, усугубленной экономическими проблемами, на пятые-шестые места отошла даже тема с конституционными поправками, тогда как партийная повестка и вовсе практически сошла на нет. В бытность Дмитрия Медведева премьер-министром партийная повестка «Единой России» транслировалась, в том числе, и через правительство, сегодня не наблюдается и этого.
Отдельные всплески, например, война московской гордумы против Собянина, просто тонут на фоне борьбы с коронавирусом. Ни одна партия, какие бы грамотные предложения она ни выдвигала, в сложившихся сложных условиях не в состоянии сориентировать политическую повестку на себя. Волонтерская тема больше склоняется в региональном контексте, партии не могут перехватить ее у губернаторов и транслировать в федеральном масштабе.
Ряд партийных лидеров-тяжеловесов в лице Зюганова, Медведева, Жириновского выступают с публичными заявлениями, но их слова просто тонут в общем потоке новостей о коронавирусе. В дальнейшем эта ситуация аукнется всей партийной системе потерей политического веса в глазах населения, которое спросит, где вы были в момент кризиса? Это говорит о слабости российской партийной системы в ее нынешнем состоянии, когда каждая партия создана по определенным лекалам и, исходя из этого, ориентируется в своей деятельности на ту или иную проблематику, тогда как в период системного кризиса – политического, экономического и эпидемиологического – она не готова соответствовать новым вызовам.
Нельзя самоустраняться, как это сделала «Справедливая Россия», партии должны оставаться на политической передовой, как это делают, например, московские коммунисты, которые теряют своих бойцов, но со своих позиций не отступают. Никто из действующих партий еще не действовал в период такого тройного кризиса, как сейчас, даже ЛДПР, самая старшая из действующих партий, не сталкивалась с чем-то подобным, когда на политический и экономический кризис наслаивается пандемия. В целом ни одна партия не выдерживает экзамен, чтобы взять на себя ответственность, им нужна собственная субъектность, но у нас она распределяется по клановому признаку, а не по партийному.
Печать