Алёна Август – об единственном пространстве, которое осталось у людей для общения в период карантина.
Экспертное сообщество разделилось в своей оценке новой волны протестов в России, ушедших в онлайн. Некоторые наблюдатели считают виртуальные митинги новой формой самоорганизации общества, другие видят в онлайн-выступлениях лишь симулякр подлинного протестного движения, предлагая не спешить с оценками этого нового явления, истинная сила или слабость которого, а значит и реакция властей на новую протестную повестку, станут понятны лишь с течением времени.
На данный момент виртуальные митинги выглядят довольно безобидной историей, просто еще одним каналом информации, отмечает политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алена Август.Рассуждая о такой новой форме общественных выступлений как онлайн-протесты, абсолютно не соглашусь с теми, кто считает, что перед нами пример настоящей революции в самоорганизации общества, потому что если бы это было так, мы столкнулись бы с этим явлением до пандемии коронавируса. Но происходит это именно сегодня, когда люди вынуждены общаться в том пространстве, которое у них осталось, а именно в интернете, куда пришли даже те, кого там не было.
Онлайн-митинги на прошлой неделе – это больше выпуск пара со стороны населения: людям как-то нужно выразить свои эмоции, показать власти «кузькину мать», тем более что у нас вообще вечное соревнование между обществом и властью на тему, кто прав и кто виноват. На данный момент виртуальные митинги выглядят довольно безобидной историей, это просто еще один канал информации, и ничего особенного с ними не произойдет, пока кто-то не подключится и не попытается начать серьезно управлять этими виртуальными процессами.
Но подключаться тоже придется грамотно: когда люди в онлайн-формате собрались в одном месте и написали что-то забавное, или когда, например, ЛДПР провела серию онлайн-митингов в регионах, посвященных дню рождения Владимира Жириновского – все это сложно назвать полноценными митингами, скорее, можно сравнить с обычным видео на ютуб-канале, привлекающим сравнительно мало внимания.
Насколько аудитория оценит то, что до нее хотят донести организаторы митингов? Лайки не конвертируются в голоса и реальные протесты. На сегодняшний день мы наблюдаем временную площадку для выражения своего мнения, при этом достаточно разнородного, и пока не видно никакой революции в общественном сознании и, соответственно, политических технологиях, поэтому нам остается изучать это новое явление.
Печать