Николай Пономарев – о кульбитах господдержки транспортной отрасли.
Правительство РФ провело очередное заседание, посвященное вопросу
о мерах поддержки бизнеса в период эпидемии. Повестка мероприятия не получила широкого освещения: пресс-служба ограничилась сравнительно подробным описанием лишь двух обсуждаемых инициатив, связанных с ситуацией в транспортной отрасли. Известно, что членам кабмина был представлен проект постановлений, касающихся поддержки авиаперевозчиков и развития дорожной инфраструктуры в Крыму.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП
Николай Пономарев – о том, что пока государственная поддержка авиаперевозчиков выглядит как один шаг вперед и два шага назад.
Минтранс предложил правительству выделить Росавиации 23,4 млрд. рублей, которые планируется направить на компенсацию убытков авиакомпаний. Также представители ведомства настояли на необходимости выделения из резервного фонда правительства 6,85 млрд. рублей на ремонт автомобильных дорог в Крыму.
В пресс-релизе по итогам мероприятия упоминается также обсуждение иных мер поддержки экономики, однако в силу закрытого характера заседания их сущность так и не была раскрыта.
Одновременно стало известно об обсуждении правительством законопроекта, предполагающего наделение кабмина правом, при угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации на всей территории РФ или в отдельных регионах, регулировать порядок изменения и расторжения договора перевозки пассажиров, а также возврата платы за проезд и провоз багажа. Утверждение этого законопроекта позволит авиаперевозчикам заменить возврат денег пассажирам выдачей ваучеров.
Частично обсуждаемые меры представляют собой результат конкретизации уже озвученных инициатив. Ранее президент уже заявлял о планах государства
продолжить финансирование инфраструктурных проектов, включая строительство автомобильных дорог на юге России.
Политика властей в отношении поддержки авиаперевозчиков носит более сложный характер.
Долгий диалог с властьюК моменту начала «коронавирусного» кризиса в России авиаперевозчики уже находились в достаточно сложном положении. К середине марта объем потерь отрасли от введенных с начала 2020 года ограничений достиг 70 млрд. рублей. При этом авиакомпании так и не получили от государства 23 млрд. рублей, которые власти обещали выделить в порядке компенсации за рост стоимости керосина в 2019 году.
В середине марта Росавиация обсуждала с участниками рынка возможность помощи в достижении договоренности с лизингодателями о снижении ставок и обнуление НДС на рейсах в обход Москвы (эта мера могла потенциально сэкономить для отрасли 36 млрд. рублей). Авиаперевозчики считали необходимым увеличить размеры субсидирования региональных направлений и «заморозить» ставки и сборы за услуги аэропортов и аэронавигацию.
Компании просили государство и об оказании прямой финансовой помощи. Однако руководство Росавиации в своих действиях опиралось на прогнозы, в соответствии с которыми из числа крупных перевозчиков от последствий эпидемии пострадает в худшем случае один лишь UTair.
В итоге власти заявили лишь о готовности уменьшить сборы за аэронавигационное обслуживание самолетов в большинстве регионов в 2 раза, а на Дальнем Востоке и в Арктике полностью обнулить их.
В последующем Международная ассоциация аэропортов обратилась к Министерству транспорта с просьбой предоставить госгарантии по обязательствам 10 крупнейших авиакомпаний России перед аэропортами и топливо-заправочными компаниями на сумму в 76 млрд. рублей. Для самих аэропортов ассоциация добивалась снижения размера отчислений по страховым взносам с 30% до 7,6% на период не менее 3-х лет, освобождения от платежей за аренду принадлежащих государству аэродромов или уменьшения их размеров.
Руководство Росавиации в ответ допустило возможность предоставить госгарантии, но лишь на период до конца апреля.
В начале прошлого месяца представители аэропортов обратились к правительству с просьбой субсидировать их затраты на сохранение персонала. Эта инициатива не нашла поддержки со стороны государства.
Однако 3 апреля авиаперевозки
были включены в перечень особо пострадавших отраслей, что открыло для соответствующих компаний доступ к льготным «зарплатным» кредитам.
Также власти выделили отрасли субсидии в размере 1,5 млрд. рублей на организацию вывоза россиян из-за рубежа.
В середине апреля Владимир Путин предложил целевым образом выделить авиакомпаниям 23 млрд. рублей на оплату лизинга, пополнение оборотных средств, оплату труда персонала и стоянки воздушных судов. Однако соответствующее постановление правительства еще не было утверждено. Позднее кабмин наделил авиаперевозчиков правом на отсрочку при уплате налогов и страховых взносов.
6 мая Министерство транспорта выступило с предложение предоставить авиаперевозчикам широкий набор льгот. Пакет предложений ведомства включал в себя обнуление НДС на все внутренние авиаперевозки до 2030 года, двукратное снижение размера взносов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию и отмену транспортного налога для компаний, предоставляющих самолеты в лизинг. Таким образом, Минтранс фактически одобрил инициативы, предложенные бизнесом в середине – конце марта.
Таким образом, власти изначально стремились минимизировать объем помощи авиаперевозчикам, и вплоть до середины апреля достаточно неохотно шли на уступки бизнесу. В дальнейшем руководство Минтранса признало обоснованность требований представителей отрасли. Однако неясно, будут ли принятые меры своевременными. Также возникает вопрос относительно реализации в полном объеме программ прямой помощи перевозчикам. Обещанные отрасли в 2019 году компенсации так и не были выплачены, что ставит под сомнение перспективы получения компенсации.
Печать