Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев и портал «Выбор народа» продолжают отслеживать действия правительства, направленные на поддержку бизнеса в период пандемии. В предшествующих материалах уже был приведен обзор предпринятых властями первоначально мер, освещались принципы выделения отраслей и предприятий, имеющих право на господдержку, и предложения, поступившие Кремлю от аналитических центров, политиков и деловых ассоциаций.
В подтверждение сделанных выводов, бизнес-омбудсмен Борис Титов опубликовал очередное исследование о положении бизнеса в период эпидемии. По его мнению, дела обстоят еще хуже, чем рассчитывали эксперты.
На грани выживания
Коронавирус и меры борьбы с ним ударили по 67% малых, средних и крупных предприятий, а также индивидуальных предпринимателей в России. Их общее количество достигает почти 4,2 млн.
53,3 % владельцев малых и средних предприятий компаний характеризуют положение своего бизнеса при помощи понятий «кризис» и «катастрофа». 62,2 % оценивают шансы компании на выживание ниже 50%.
На момент подготовки исследования к публикации
была приостановлена деятельность у 35,7% МСП, на пике «карантикул» не работало 56,1% фирм. В 55,6% случаев было отмечено сокращение потребительского спроса на 50% и более.
Помощь в формате «Печкин-style»
Пострадавшие предприятия относятся к 161 коду ОКВЭД, из которых 95 не включены в перечень особо пострадавших отраслей, имеющих право на помощь со стороны государства.
Большинство механизмов помощи бизнесу, запущенных властями, не касаются вновь созданных (существующих менее года) малых и средних предприятий. Число последних только в официально признанных пострадавшими отраслях превышает 416 тыс.
Из числа «счастливчиков», попавших в официальный перечень пострадавших отраслей по ОКВЭД, лишь 35,4 % компаний смогли воспользоваться мерами господдержки. В масштабах всей экономики помощь получили только порядка 10% коммерческих структур.
Мерами поддержки со стороны федеральных властей довольны 27,8 % представителей малого и среднего бизнеса, программами помощи со стороны регионов - 23,4 %.
Одной из ключевых проблем системы господдержки бизнеса, по мнению авторов доклада, является несвоевременность оказанных мер помощи. Для спасения бизнеса власти выделили средства, сопоставимые по объему финансирования с программами иных развитых стран. Однако из выделенных средств было потрачено лишь 0,5 трлн. рублей. Оставшуюся часть суммы планируют тратить постепенно, в течение 3 - 6 месяцев. И это кардинально отличает поведение российских бюрократов от действий их зарубежных коллег. В итоге многие предприниматели сворачивают бизнес, не дождавшись поддержки.
Положение ухудшает то, что к началу кризиса российская экономика подошла после фактической десятилетней стагнации, не имея серьезного «запаса прочности». Негативные эффекты, порожденные эпидемией, усиливают также последствия падения цен на нефть. Темы сокращения ВВП России прогнозируются на уровне 5,5% за год, что почти в 2 раза превышает среднемировой показатель.
В докладе оставлены за скобками социальные последствия кризиса, однако ряд показателей дает достаточно полное представление о существующих рисках. 52,4 % МСП лишены возможности выплачивать заработную плату сотрудникам, 60,88 % компаний сократили размеры фонда оплаты труда, а еще 57,6 % отправили сотрудников в неоплачиваемый отпуск.
В качестве двух основных стратегий выхода из кризиса в докладе омбудсмена указаны
проведение активной стимулирующей политики и реализация стратегии несырьевого роста и расширение объема и качества поддержки бизнеса.
Спасти рядового бизнесмена: стратегия и тактика
Действующий пакет программ госпомощи бизнесу предлагается усовершенствовать следующим образом.
Выдвинуто предложение принять открыть доступ к программам господдержки всем предприятиям, чья выручка сократилась более чем на 30% за референтный период. Либо расширить перечень пострадавших ОКВЭД в 65 классах и предоставлять все виды мер поддержки не только по основному, но и по дополнительному ОКВЭД из перечня пострадавших отраслей. Из числа условий предоставления госпомощи предлагается исключить пункт о существовании бизнеса в течение более одного года.
Ключевые предприятия, управляющие и владеющие торговыми центрами и обладающие оборотом свыше 4 млрд. рублей, Титов предлагает включить в федеральный перечень системообразующих компаний.
«Зарплатные» кредиты для бизнеса предлагают обеспечить 100%-й гарантией ВЭБ.РФ. Срок предоставления заявок для получения субсидий в размере МРОТ за апрель и май, по мнению Бориса Титова, следует продлить до июля 2020 г. Омбудсмен также настаивает на необходимости максимального упрощения процедуры выдачи кредитов на поддержание занятости.
Все пострадавшие компании, а не только МСП, должны быть освобождены от уплаты страховых взносов за II квартал 2020 г. Также понесшие урон предприятия, настаивает бизнес-омбудсмен, необходимо избавить от необходимости уплаты НДФЛ с части заработной платы сотрудников в размере МРОТ за II квартал. При условии сохранения рабочих мест, считает Титов, следует разрешить всем организациям и ИП уплачивать страховые взносы в размере 15 % (с части выше МРОТ) до конца 2021 г., с возможностью дальнейшего продления действия льготы.
Мораторий на банкротства компаний (действующий до октября 2020 г.), по мнению омбудсмена, необходимо распространить на все пострадавшие предприятия, а не только на малые и средние предприятия.
Также «программа Титова» включает в себя такие шаги, как приостановка введения всех принятых, но не вступивших в силу новых нормативно-правовых требований, затрагивающих ведения бизнеса, и признание деятельности НКО предпринимательской с целью получения доступа к программам поддержки.
Печать