Владимир Шаповалов считает, что конфликт США и Китая входит в начальную фазу открытого противостояния на глобальном уровне.
Президент США Дональд Трамп сообщил, что решил отложить проведение саммита G7 с июня по меньшей мере до сентября и планирует пригласить на него Россию.
Дональд Трамп, похоже, готов сделать всё, чтобы Россия перестала поддерживать Китай, считает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.
Конфликт США и Китая входит в начальную фазу открытого противостояния на глобальном уровне. При этом необходимо понимать, что, если оно будет проходить в формате "холодной" войны, без прямого военного столкновения, -
вероятность победы Китая чрезвычайно высока.
И причина этой грядущей победы не в том, что китайская экономика более эффективна по сравнению с американской, а в степени консолидации/ разобщенности китайского/ американского общества.
Китай, несмотря на наличие большого этно-конфессионального разнообразия имеет высокую степень гомогенности - более 90 процентов жителей Китая являются ханьцами. При этом внутренне это китайское ядро демонстрирует значительную монолитность. Внешние попытки раздробить Китай в худшем для Китая случае приведут к расколу по этнокультурным линиям, то есть к отделению нескольких маргинальных территорий, таких, как Синьцзян или Гонконг.
Соединенные Штаты на данный момент являются гораздо более рыхлой, гетерогенной конструкцией. Самуэль Хантингтон, прогнозируя, что через несколько десятилетий "белое" большинство трансформируется в меньшинство, пишет: "К 2000 году Америка во многих отношениях утратила внутренне единство, присущее ей, скажем, в 1865-м. "Звезды и полосы" спустили до середины флагштока, а их место заняли другие флаги".
Напряжение в системе продолжает усиливаться.
При этом главная опасность состоит в том, что нет территориального этнокультурного размежевания. Иными словами, в случае масштабного вооруженного межобщинного противостояния каждой из общин отступать некуда. И разделить страну, как Советский Союз, по этническим границам не получится.
Печать