Дмитрий Солонников
Директор Института современного государственного развитияЕсть структуры, которые всегда будут принципиально против того, что происходит в России.
Россия – демократическая страна, поэтому у нас есть различные организации: государственные, некоммерческие, негосударственные и др. И все имеют право высказывать свою позицию, при этом у многих она может быть диаметрально противоположная. Есть организации, которые специализируются на том, чтобы критиковать российские власти в любой ситуации. Это их «фишка», они свою точку зрения несут в публичное пространство. Что касается движения «Голос», он всегда специализировался на контроле за избирательными процедурами в ходе голосования. Высказываясь о самих поправках в Конституцию, они заходят на чужую территорию. Сами они не позиционируют себя как юристы, которые занимаются принципами государственного строительства. Частные мнения представителей «Голоса» по поводу поправок в Конституцию – это нормально, но это не профессиональная точка зрения. А та критика, которую они высказывают по поводу организации голосования, не всегда обоснована.
Кроме того, не нужно путать проведение голосования с проведением выборов, это разные законодательства. Общероссийский плебисцит по поправкам в Конституцию – это решение, принятое президентом. Чтобы по действующему законодательству вступили в действие те поправки, которые были озвучены, голосование не требовалось. Есть конституционная процедура, и она уже полностью соблюдена: проголосовали две палаты парламента, законодательные органы власти субъектов федерации, решение фактически принято. Общероссийское голосование просто подтверждает или не подтверждает мнение граждан по данному вопросу. На мой взгляд, ломать здесь копья – бессмысленно.
По поводу сомнений «Голоса» в системе общественного наблюдения – тут ничего особенного нет. Я тоже иногда сомневаюсь в прогнозах Гидрометцентра, но я же все равно их читаю каждый день. Я же не против того, чтобы Гидрометцентр существовал. Сомнения – это нормально, другое дело, что есть прописанная процедура. Мы либо действуем в рамках закона, по этой прописанной процедуре, либо выступаем в неправовом поле, что далеко не самое лучшее.
Есть структуры, которые всегда будут принципиально против того, что происходит в России. Вводят электронное голосование – безобразие, не вводят электронное голосование – почему не вводят? Будет один день для голосования – какое безобразие, всего один день, никто не успеет выразить свое мнение, дадут неделю на голосование – какое безобразие, будет больше подтасовок… Любое действие будет критиковаться, это хлеб данных организаций, они на этом живут, это их капитализация.
Мы должны грамотно и профессионально делать свое дело, в данном случае я говорю об общественном наблюдении.
Печать