Андрей Максимов – о диковинном образе «Татарстана-на-Руси» и нелегкой судьбе касимовских невест.
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в мире, традиционные летние туристические маршруты россиян претерпевают серьезные изменения. Но нет худа без добра, тем более что и в самой России расположены сотни уникальных мест для отдыха, туризма и экскурсий, на которые давно пора обратить внимание соотечественникам.
Директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов продолжает цикл провинциальных зарисовок экспедиции «Живое наследие: локальные культурные бренды России».1152 год можно в русской истории назвать годом урбанизации. Были основаны Кострома, Звенигород, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский и сразу два Городца. Один Городец, на Волге (нынешний спутник Нижнего Новгорода), знаменит своими городецкими росписями, резьбой по дереву, цельноглинянной игрушкой-свистулькой и многообразием других промыслов, собранных в «Городе мастеров». Сегодня это мощный турцентр, где на улице со старинными домиками каждый год появляются новые музеи.
А вот второй Городец Мещерский в Рязанской области туристов влечёт пока только под диковинный образ «Татарстана-на-Руси», хотя достоин «дегустации» как многослойный пирог, «начинка» которого ещё не «распробована».
И, правда, татарская история города для многих – «разрыв шаблона». Представьте, древнерусский город на Оке (да ещё с западного, внутреннего ее берега) вдруг превращается в столицу татарского ханства. По официальной версии, это великий Московский князь Василий II Тёмный даровал Городец в 1452 году в вассальный удел Касыму, сыну первого казанского хана, в благодарность за поддержку Князя в ордынском плену. Город стал Касимовым. А Касым – первым на Руси царём (ханом), ибо потомки Чингисхана уже считались царевичами, в то время как среди Рюриковичей таковыми стали только внуки Тёмного (дети византийской принцессы Софьи Палеолог). Апофеозом Касимовского величия была история с назначением Иваном Грозным в качестве московского «зиц-царя» касимовского хана Симеона Бекбулатовича.
Есть, правда, другие версии истории Касимовского ханства: образовалось оно в ходе дробления на уделы ханства Казанского, а потом вассал сменил сюзерена (от Казани ушёл в Москву). Кстати, по соседству развивались ещё Наровчатовское, Темниковское и другие малые ханства...
На 230 лет Касимов стал татарским в Русском «государством в государстве». Интересно, что ханские династии Москва периодически «ротировала», ставя во главе представителей то казанской, то астраханской, то крымской династий (из числа имеющих заслуги перед Русским государством).
Последнюю династию, например, основал герой народного ополчения Минина и Пожарского. Но все ханы были татарами и были чингизидами. Не этот ли принцип взяли потом советские руководители для управления национальными республиками? – начальник должен был представлять титульную нацию и быть членом КПСС.
Кстати, главная площадь «татарского городка» Касимова в советские времена называлась нацменской. Сегодня вокруг неё сохранилась старая мечеть, два ханских мавзолея, есть и уголок татарской кухни... Вот-вот здесь поставят памятник ханше Сююмбике, которая позволяет взглянуть на Касимов через призму не только татарских, но и «женских» историй.
Сююмбике, последнюю правительницу Казани, завоеванной Иваном Грозным, сослали сюда и насильно выдали за Касимовского хана. Жена тайно ненавидела мужа и вскоре здесь в несчастье умерла.
История последней ханши (бикем) Касимова Фатимы Султан ещё интереснее: правила она в молодости после смерти мужа за малолетнего сына, потом правила в старости после умершего уже зрелым сына. А после её смерти и упразднили Касимовское ханство в 1681 году.
Наконец, история «касимовской невесты» царя Алексея Михайловича, выбравшего в жены простолюдинку с Оки особенно печальна. Довели её бояре до обморока, объявили больной «падучей» и заставили царя жениться на Милославской. А девушка из Касимова умерла после этого в 27 лет. Теперь вот на Соборной площади стоит салон «Касимовская невеста». Правда, это не клуб феминисток и даже не магазин венчальных платьев, скорее сувенирная лавка. А так хотелось бы здесь увидеть что-то культурно-креативное, про нелёгкую женскую долю...
Но нет. Туристическая история Касимова, кажется, в самом начале пути. Хотя посмотреть есть что. Тут и три (!) комплекса торговых рядов, и россыпь православных храмов (некоторые – с исламскими мотивами в архитектуре), дома с мезонинами и фантастический спуск к реке.
Собственно, Ока, наверное, главный герой современного Касимова. Её виды, пляжи, набережные. Наконец, необъятное небо над Окой. «Это же «речной город речников», – говорит руководитель городского Туристского центра Елена Путилина. – В советские времена они сформировали особую субкультуру. Здесь останавливались все теплоходы, ремонтировали суда, речники были в почёте в городе».
А сегодня город живёт малым бизнесом, афинажным заводом и ждёт возрождения. Ведь берётся же местный предприниматель сделать из закрытого ресторана колоритный хостел. Глядишь, и заброшенный ресторан «Прибой» кто-то возьмёт...
Печать