Андрей Максимов – о затерянном подмосковном мире «староверной Палестины».
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в мире, традиционные летние туристические маршруты россиян претерпевают серьезные изменения. Но нет худа без добра, тем более что и в самой России расположены сотни уникальных мест для отдыха, туризма и экскурсий, на которые давно пора обратить внимание соотечественникам.
Директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов продолжает цикл провинциальных зарисовок экспедиции «Живое наследие: локальные культурные бренды России».Егорьевск мнится малоприметным городом на дальних подступах (отступах) Москвы. Если о нем ничего не знаешь, то ожидаешь, наверное, типовых многоэтажек в подмосковном «захолустье» – не самом комфортном восточном направлении от столицы. Но прошлое и настоящее Егорьевска разбивает этот миф вдребезги – сладострастно, как бокал из-под свадебного шампанского.
Непроходимые мещерские леса в этих краях начали активно рубить веке в пятнадцатом, но активнее века с семнадцатого, когда в них двинулся поток московских старообрядцев, выдавленных сначала в Гжель, а потом в Гуслицскую волость, в которых образовалась своеобразная культура местных староверов со своими храмами, песнопениями, росписями, культурой поведения и даже пивом. Гжельская роспись сине-белая, гуслицкая – нарядная, цветная. До сих пор десятки мастеров работают. Пение – крюковое (крюками обозначали «ноты» вместо нот), до сих пор поют. Говорят, в некоторых гуслицких сёлах до сих пор мужиков без длинных бород не встретишь (эх, проверить не успели!..). И эх, «гуслицкий хмель» не попробовали – егорьевские пивовары возрождают традицию, но ковид её подморозил.
Село Егорье-Высокое на высоком берегу реки Гуслицы веками росло как ворота в этот затерянный мир «староверной Палестины». Назвали его Егорьевым то ли в честь храма Георгия Победоносца (стоящий сегодня собор – самый большой старообрядческий храм на планете (!), то ли в честь объегоривателей, которые, говорят, завелись здесь с древних времен. Ну, была волость на границе Владимирского и Рязанского княжеств, и утаивали местные дань для Орды от обоих князей (ссылаясь, что уже отдали её соседнему сборщику дани). И хоть водились здесь веками то шутники, то фальшивомонетчики, Екатерина Великая Егорьев не обидела, дала статус города и регулярную планировку.
А чуть позже затаённая энергия староверов выплеснулась здесь в коммерцию и индустрию, как будто пробка от бутылки вина выстрелила в морозилке. И на рубеже XIX-XX веков здесь вырастают ткацкие фабрики и торговые улицы. Как в Барселоне при «расширении» здесь расцветает архитектура модерна, исторических и экзотических стилей. Вот Хлудовская фабрика с местным «Биг-Беном», вот Мариинский монастырь с башенками вроде Московского кремля, вот модерновый комплекс механико-электротехнического училища.
Егорьевск Серебряного века сделан «под именем Маркиза Карабаса» – видного фабриканта и городского головы Никифора Бардыгина и его сына Михаила. Они и дома, и училище построили, и музей основали, подарив коллекцию городу. Егорьевский историко-художественный музей родился как коллекция «диковинок» – вроде Кунсткамеры, только с уклоном на технологии и смыслы, а не на анатомию и химию. И опять диковинки в логике «объегоривания». Вот молочное стекло, которое прикидывается фарфором. Вот имитация курицы и хлеба. Вот стакан с двойным дном для выпивания «штрафной» – из него пьёшь, а водки не меньше. А вот главный турсувенир из Егорьевска – издырявленная кружка-головоломка, зажав два отверстия которой можно начать пить из нее... Нынешние хранители музея дело проводили и, кажется, собрали все новые «диковинные» технологии музейной работы. Вот мы «печатаем» егорьевский пряник. Вот нажатием кнопки мы меняем подсветку музейных экспонатов, а в соседнем зале собираем наряды жительниц разных губерний. Вот зеркало превращается в видеоэкран, герои которого говорят с нами – зрителями... Музей расписан гуслицкими узорами, а в экспозиции картины идут параллельно с «диковинками» в одних залах...
Ну, а выйдя из музея мы попадаем в удивительно живой город, который даже без окончательного выходы с карантина кипит «хипстерской» энергией. В декорациях позапрошлого века здесь бесконечные молодёжные тусовки, маршруты по барам «октогона» – 8-угольной главной площади города и модные «крылатые качели» прямо по центру пешеходной улицы.
В общем, мои ассоциации с Барселоной тут не без основания. Можно и в Егорьевск отменно выехать потусить на «конец уика». И я вас не объегориваю, поверьте!
Печать