Максим Шанин – о новых временах арктической повестки.
Военные корабли США впервые за более чем тридцать лет провели учения в Баренцовом море, являющимся частью Северного Ледовитого океана и расположенного у берегов России. Официальные представители Пентагона подчеркнули, что Америка считает своим долгом заботиться о стабильности и доверии в арктическом регионе и всегда готова участвовать в соответствующих операциях. По мнению ряда экспертов, таяние арктических льдов и присутствие в регионе огромных запасов полезных ископаемых превращает Арктику в ценный геополитический приз, гонка за обладанием которым вступает в свою активную фазу.
Россия претендует на контроль за едва ли не самым перспективным регионом планеты, констатирует бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин.Перспективы освоения Арктики привлекают к себе в последние годы
всё большее внимание. На этом фоне многие из тех, кто считает себя причастным к развитию региона, стали пересматривать свои подходы к этому вопросу. Целый ряд стран, в том числе и вовсе, на первый взгляд, к Арктике отношения не имеющих, вспомнили вдруг, что их арктические стратегии то ли отсутствуют, то ли безнадёжно устарели. И постарались соответствовать важности момента.
Сейчас в ходу версия о том, что Арктику пытаются поделить между собой США, РФ и КНР, а остальные вынуждены это терпеть. Мол, эти три страны наращивают военную мощь и присутствие конкретно в арктических областях и делают грозные заявления о своих планах. Что касается КНР, то всё это пока больше происходит в переносном смысле, а озвучиваемый подход состоит в том, что Арктика – достояние всего человечества (похожей точки зрения придерживается, кстати, и существенно более полярная Швеция). Ну а как иначе в дело-то влезть?
Нашей стране, похоже, нахождение в такой компании льстит. Всё-таки вместе с настоящими современными тяжеловесами претендовать на контроль за едва ли не самым перспективным регионом планеты – это, знаете, звучит. Тем более что РФ, в отличие от СССР, вовсе не всегда заученно выступает за мир во всём мире. Риторика стала несколько более разнообразной, а наращивание военного потенциала подаётся как предмет гордости, по крайней мере, внутри страны.
Откровенное же бряцание оружием раздаётся, пожалуй, только из США, особенно в последние годы. Это единственное арктическое государство, поставившее в своей стратегии на первое место военно-политическое присутствие. Ну, ещё немного сказано об освоении ресурсов, да, пожалуй, и всё. Тем более что большая часть арктической нефти и так находится в американской зоне безо всяких стратегий.
Наверное, такая несколько агрессивная позиция является тяжёлым наследием недавнего прошлого, когда режим деятельности в Арктике фактически определялся узким кругом так называемых циркумполярных государств. Тогда тёплая английская компания наглухо заперла США в их довольно небольшой зоне, да ещё и немножко на базах в Гренландии, до которых через арктические моря добраться было нельзя. Климат, знаете, очень суровый, да ещё Канада, вот незадача, крайне ревностно относилась к нахождению чужих кораблей и судов в своих территориальных водах. А своими канадцы их считали вплоть до полюса, так что и там не проскочить. Мы все помним о полярных владения СССР, но Канада придерживалась в прежние годы точно такой же формулы определения их пределов. И устроила американцам грандиозный скандал, когда те пытались провести через Северо-западный проход танкер в компании с ещё работавшим ледоколом без должного согласования. Для Советского же союза арктическое направление было одним из основных, откуда исходила прямая военная угроза американцам. Те это знали, но симметричных ответов представить не могли.
А когда вычерчивать границы по линейке в одностороннем порядке стало уже не очень прилично, весьма кстати подоспела Конвенция ООН по морскому праву. И Норвегия, Дания, РФ и Канада начали увлекательный раздел арктического шельфа, по итогам которого можно будет провести уточнённые границы. Когда-нибудь, потому что пока с задачей справилась только Норвегия. Ну, у неё и претензии были совсем небольшие: РФ немного подвинулась, всего и делов. Остальные три случая намного сложнее. Кстати, Северный полюс Канада поначалу отписала себе. Потом вроде бы отозвала заявку.
Почему разделом шельфа не озабочены США? Там же столько всего полезного. А они, оказывается, до сих пор не ратифицировали ооновскую конвенцию. Потому что по старинке предпочитают действовать силой, а ещё очень жадные. Если кому шельфа прибавят, то придётся потом делать отчисления структурам ООН по прогрессивной формуле, а американцам это как нож острый. Вот и сидят злые, без шельфа и без чёткой границы. Ещё, правда, утверждают, что к делу имеет отношение китайская активность в Южно-китайском море. Там КНР досыпала скалы до уровня полуискусственных островов и теперь предъявляет претензии на «территориальные воды». И США не хочется это поощрять. Такое вот неожиданное арктическое измерение китайской политики. А недавно с похожими притязаниями выступила ещё и Португалия, пытающаяся за счёт определения границ шельфа прирезать себе добрую долю Атлантического океана. Из этого, так сказать, кейса, который едва ли увенчается успехом для наследников Васко да Гамы, тоже могут последовать небезынтересные выводы для куда более северных широт.
Ох, совсем нет США покоя, кругом чьи-то границы. Наверное, на этой почве основной их арктической идеей стало требование свободного судоходства в регионе. Слушают американцев внимательно, но ничего существенного не происходит.
Интересно, что ЕС поначалу к ооновской конвенции относился тоже весьма сдержанно. Требовал, в частности, с оговорками распространять её действие на Арктику, в том числе и в том, что касается возможности приращения отдельными странами своих владений за счёт шельфа. Но потом что-то изменилось, и конвенция была ратифицирована.
Правда, европейцы в Арктике озабочены совершенно другими проблемами, что особенно заметно на фоне американской напористой риторики. Ещё в прежнем составе их больше волновали вопросы охраны природы и сохранения традиционного быта коренных народов. Кстати, когда злополучный американский танкер продирался сквозь канадские льды, в одном месте прямо наперерез его маршруту вышли коренные народы собственной персоной. Пришлось просить разрешения пройти. В тот раз разрешили. Так что проблему эту никак нельзя игнорировать.
Теперь же европейский хор существенно расширился за счёт состава наблюдателей Арктического совета. Там теперь присутствуют не только ещё как-то могущая объяснить себя на арктическом уровне Италия или авторитетные Франция, ФРГ и Великобритания, но и совсем уж неожиданные Испания и Швейцария. Тем же способом поближе к Арктике просочились китайцы, а ещё Индия, Япония и почему-то Сингапур. Сам же Арктический совет учреждён в середине девяностых по инициативе Канады, которая очень беспокоилась, как бы хозяйство не осталось без присмотра. Помимо традиционной первой пятёрки, его постоянными членами стали Швеция, Финляндия и Исландия, которые, правда, иногда жалуются, что арктические старослужащие их обижают, не всегда учитывая ценные мнения. Так что соотношение сил в организации осталось примерно прежним, но дополнилось европейским прежде всего амфитеатром, роль которого, по всей видимости, будет возрастать.
Пока же в неамериканской части арктического сообщества роли распределены достаточно чётко, как в сплочённой команде. Вот, например, Норвегия продвигает идеи высокотехнологичного освоения Арктики. Это весьма импонирует отдельным представителям руководства РФ. Ещё бы они знали, что с этим делать. Дания, прежде всего, радеет за жизнь и быт коренных народов, у неё их полная Гренландия. Нельзя забывать и о сохранении уникальных природных комплексов Арктики, тем более что при случае борьба за всё хорошее может стать вдруг опасным оружием. Ей вторят Канада и Финляндия, последняя ещё немножко шьёт, то есть, простите, помогает дооборудовать суда до низших ледовых классов. Ну а Швеция, как мы помним, занимает в арктическом вопросе особую позицию, призывая сделать регион достоянием всего человечества.
На фоне таких мировых проблем РФ смотрится даже как-то неловко. На нашу страну возложено большинство затрат по освоению арктического региона, но, право, это такая проза. Про военные расходы мы уже упоминали выше, но есть ещё, например, ледокольный флот. Тут РФ бесспорный мировой лидер, вынашивающий грандиозные планы на будущее. Туда же программы сооружения и оборудования портов на трассе СМП, который считается куда более перспективным направлением по сравнению с блужданием в канадских льдах. В Канаде, кстати, тоже ледокольный флот имеется, но он, представьте, самый старый в мире. А мы всё по привычке свою страну ругаем за эксплуатацию советского наследия до самых последних пределов. Американцы же и вовсе забросили свой ледокольный флот. Только недавно вспомнили, и очень удивились. Заложили второй ледокол.
Правда, помощь нашей стране неожиданно пришла с Востока. Китайцы проявили вдруг огромный интерес к Арктике, обзавелись зачем-то уже двумя полуледоколами и исследовательской станцией и останавливаться на достигнутом не собираются. Ну, они люди исполнительные, им сказали – делают. Интересно только, кто ж такой волшебник, что смог столь сложный процесс чудесным образом организовать? Прямо загадка.
Уже и времена меняются. По нашему СМП, невиданное дело, прошёл французский корабль. Вроде всё нормально, маршрут работает. И лишь несчастные американцы продолжают сидеть в своём арктическом мешке, прямо на огромных запасах нефти. Которую то ли извлекать будет дорого, то ли транспортировать некуда. То ли вовсе она никому не нужна окажется.
Печать